om1.ru
Съемочная группа «Тобола» возненавидела сибирских историков В наш город приехали создатели фильма о неудачном походе Бухгольца в Сибирь, закончившемся основанием Омска. Они рассказали, почему от картины не стоит ждать русской «Игры престолов» и за что на них ополчились местные краеведы.

Съемочная группа «Тобола» возненавидела сибирских историков

27 февраля 2019, 18:30

Съемочная группа «Тобола» возненавидела сибирских историков
Фото: Екатерина Чаплинская
В наш город приехали создатели фильма о неудачном походе Бухгольца в Сибирь, закончившемся основанием Омска. Они рассказали, почему от картины не стоит ждать русской «Игры престолов» и за что на них ополчились местные краеведы.

В прокат вышел фильм «Тобол», снятый по мотивам романа уральского писателя Алексея Иванова. Он повествует о событиях 1714–1716 годов, когда Петр I отправил подполковника Ивана Бухгольца в Сибирь искать золото у города Еркета. Золота, как известно, сибирский отряд не нашел, был разбит джунгарами и вернулся восвояси, по пути заложив Омскую крепость. А князь Матвей Гагарин, надоумивший царя на эту идею, был казнен «за лихоимство».

Вчера в киноцентре «Вавилон» прошел пресс-показ картины, которую представили члены съемочной группы: продюсер Олег Урушев, актер Александр Лазарев-младший (сыгравший роль Бухгольца) и дебютантка Юлия Макарова (исполнившая роль дочери картографа Ремезова). По их словам, и без того сложные условия съемки в Тобольске ранней весной усугубили постоянные перелеты в Москву (актеры налетали на 20 млн рублей) и нападки местных историков и экологов. Группа даже получила крупный штраф.

Лазарев-младший (Бухгольц), Юлия Макарова (Маша Ремезова) и Олег Урушев (продюсер).

При этом гости оказались довольно подкованы в сибирской истории и подискутировали с омкими журналистами об исторической роли Бухгольца.

Фигура Бухгольца очень противоречива. Как вы подходили к этой роли?

Александр Лазарев-мл.: Мне как артисту было проще, потому что никто не знает, как выглядел Бухгольц — нет ни одного его портрета. Но есть его поступки. Мне больше всего была интересна его трансформация. Когда он получил приказ Петра I идти в Тобольск, Бухгольц уже, в общем-то, почивал на лаврах и сидел на печи. И тут ему поручают пойти не знаю куда, принести не знаю что. В начале он даже щекастенький такой, весь в буклях, помещик. А после года в Тобольске это другой человек: скуластый, никаких кудрей. Экспедиция превратила его в человека, который берет на себя ответственность и принимает решения, которые могут привести его на виселицу.

Каким вы сами увидели Бухгольца?

А.Л.: После возвращения Бухгольца с остатками отряда мысль царя могла повернуться и в сторону виселицы, и в сторону восхваления. Он сидел как перед казнью практически. То есть он не трус, он осознанно пошел на этот шаг, осознанно свернул экспедицию, ослушался приказа, увел оставшихся в живых людей обратно в Петербург. И по пути быстренько основал Омск.

Может быть, это тоже был осознанный шаг, чтобы задобрить царя. Одна из версий, что Петр был так разгневан, что повелел снести заложенную крепость.

Омский историк Петр Вибе рассказывал про найденные документы, которые говорят, что только смерть Петра I помешала убрать Омск.

А.Л.: Бухгольц высадился здесь в 1716 году, а Петр умер в 1725. Получается, на тот момент крепость простояла уже девять лет…

В фильме довольно негативно показан князь Гагарин. Его личность тоже противоречиво оценивается. В Омске даже была идея поставить ему памятник.

Олег Урушев: Мы очень глубоко вошли в образ князя Гагарина. Евгений Дятлов (исполнитель его роли. — Прим. ред.) вообще знает о нем столько, сколько не знает ни один историк. Мы знаем множество разных теорий. Когда готовили сценарий, нашли информацию и на вашем сайте «Омск 300», что Гагарин выполнил все свои обязательства, собрал и войско, и пушки, и по тем временам отправлял экспедицию полностью подготовленной. Такую версию мы видели только у вас. По указу Петра одно из обвинений было как раз в том, что он сорвал подготовку к экспедиции. Есть мнение, что Бухгольц «сдал» Гагарина Петру, но это все разные теории.

 
Мы не стали так углубляться, выяснять, какой длины были усы у Бухгольца. Это все-таки художественное кино, а не историческая площадка, мы не дискутируем.

Но, чтобы ответить всем историкам, мы выкупили в музее все документы, указы Петра, все, что касалось этого похода. Можно дискутировать сколько угодно, что Гагарин уговорил царя на эту экспедицию, потому что он такой-сякой, но факт в том, что Петр три экспедиции отправил за золотом, которое ему было нужно, чтобы построить флот и разгромить шведов.

Насколько сложными были съемки?

О.У.: Погода сложная была. В конце февраля у нас было -30 градусов, 5 марта -15, а 25 марта уже +5. Почва превращалась в месиво, лошади вязли. Мы построили крепость в поле, потому что по сценарию у нас степь. Степь мы не нашли, нашли пойму. Машин сто высыпали туда песка, гравия, снег с полей свозили. Он в фильме играет роль снега, но к обеду уже — вода. Эта работа удлинила процесс, многие попростывали. Но сейчас это вспоминают это с юмором, смеются, каково было ходить в туалет с пятью юбками.

 
Художники решили сделать все аутентично, как было в 18 веке. Тысяча шнурков, чтобы все это развязать. Но это действительно настраивает. Когда ты надеваешь что-то бутафорское, у тебя и такое отношение. Не вживаешься в эпоху.

А.Л.: Девушки еще могли утеплиться, а у нас — только стельки-самогрейки, которые греют час, а потом ледышки. Головной убор — картонная треуголка. В общем, все по-настоящему. Но мы-то отснялись — убежали в вагончик греться. А наши предки так и вышагивали в крепости на тоненькой подошве. И мороз был не как у нас, а -35. Когда думаешь об этом, какие уж жалобы. Физически действительно непростые условия были, но такой богатый материал, такое удовольствие получаешь, что погода кажется ерундой.

Трудно было выстроить логистику между Тобольском и Москвой?

О.У.: Не наступайте на больное! Мы потратили 20 млн рублей на перелеты. Все актеры служат в театре, у всех в контрактах прописано, что это главное место работы, а мы уже в ожидании. Думали, хоть на молодежи сэкономим, но у них дипломные спектакли. Они в свой ГИТИС носились больше всех. Хоть по чуть-чуть, но налетали ужас сколько. Я думал уже: давайте их (персонажи — прим. ред.) убьем уже, чтобы не летали. Ну хоть на Гагарине сэкономили.

На самом деле ситуация несмешная. Жалко денег — лучше вложить их в актеров, в декорации, чем подарить «Аэрофлоту» или еще кому. Авиакомпании в спонсоры не пошли, они все хитрые. Дают скидку от максимального тарифа, так что в интернете можно купить дешевле.

Чем еще отметились съемки?

О.У.: Мы снимали на месте высадки Ермака. Нас еще тобольские историки ходили обвиняли, что мы там порушили древние стрелы. Порой историков начинаешь ненавидеть. Был там один активный историк, который 15 лет руководил музеем. На этом месте вообще нефтебаза городская 120 лет, Нобель ее еще основал. Когда Ермак высаживался, я уверен, там было болото, под базу хоть немного отсыпали.

 
То экологов на нас нашлют: где-то нефть появилась. Я говорю: мы что ли ее добывали? Там действительно низина, и еще Нобель, первый нефтяник в России, организовал нефтебазу. Но экологию сейчас разрушила съемочная группа. Смех смехом, но мне пришел штраф на миллион рублей, я его заплатил за свой счет.

После фильма выйдет сериал по «Тоболу». Он будет продолжать события?

О.У.: Сериал выйдет через год. И он, и фильм основан на сценарии Алексея Иванова. Более того, сам роман основан на нем. Сначала я заказал у Иванова сценарий, заплатил ему денег. Он сделал телесценарий на восемь серий, потом на полный метр. После этого вышла книга. Можно сказать, впервые на основе киносценария выпустили роман. Я пришел к нему с этой идеей, а не он ко мне. Он как всегда был в творческом кризисе. Я очень рад, что он включился в эту работу и написал замечательный роман «Тобол».

Просто когда фильм сравнивают с книгой и ждут от него «Игры престолов»… ну, Иванов «Игру престолов» не написал, поэтому мы ее не сняли. Мы сняли «Тобол».

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
1 комментарий
Гость 27 февраля 2019 | 22:36
Когда актер играет роль исторической личности. И если актер чисто играет, то душа этой личности подходит и взаимодействует с актером и помогает играть роль.
Напомню слова В.С. Высоцкого - Наши мертвые нас не оставят в беде, наши павшие как часовые. Высоцкий знал о чем поет.
Показать все комментарии (еще -1)