До выступления лидер коллектива Руслан Гвоздев, гитарист Вадим Рытухин и бас-гитарист Евгений Кузьмин пообщались с «Om1.ru». Правда, беседа получилась с очень большим оттенком стёба и веселья.
— Насколько сейчас политика является темой вашего творчества?
Гвоздев: Она не особо интересует, если говорить о внутренней. Только глобальная политика интересует.
Рытухин: Хотя политика — это такая вещь, что если ты не занимаешься ей, то она занимается тобой.
Гвоздев: Но в целом мы стараемся в творчестве как можно меньше затрагивать тему политики. Потому что времена меняются. Если только в глобальном плане — тогда да. Без наклеивания ярлыков.
— Тогда какие ещё темы в текстах песен вам интересны?
Гвоздев: Вообще если это интересно, то это надо просто послушать песни — там все сказано.
— Насколько вы вообще довольны новым альбомом?
Гвоздев: Безмерно довольны (улыбается). Экстазно. Как и вообще всеми своими альбомами. Мы создаем ту музыку, которую хотим слышать сами. И стараемся в каждом альбоме передать то, что на данный момент хочется слушать самому. Когда альбом записывается, я потом ещё год его слушаю. Это моя любимая музыка. Всё остальное — сплошное оно. Все поголовно слушают попс. Музыка давно умерла, из живых — только «Пурген», послушай его.
— То есть это не стёб?
Гвоздев: Нет, конечно. Это тоталитарный хардкор.
— Но чтобы добиться результата, который вы хотели на последнем альбоме — много пришлось приложить усилий?
Гвоздев: Работа шла очень сложно. Мы прокопали две траншеи, пришлось нанимать таджиков-помощников, после этого два раза меняли струны на басу.
— Сейчас для вас панк — это стиль жизни или просто музыка, которую вы играете?
Гвоздев: Стиль музыки и жизни, которые мы играем. И то, и другое.
— У самого «Пургена» уже был трибьют, а в каких трибьютах вы бы сами хотели поучаствовать?
Гвоздев: «Лесоповала» — очень ждём, очень хотим. И песни «Золотая осень» Кобзона.
Рытухин: «Золотая кость»? Это же Шевчук.
Гвоздев: Да, «Золотая кость» Шевчука.
— А если серьёзно? Из рок-групп?
Гвоздев: Серьёзно — Шевчук, Шнуров и Макаревич, в их трибьютах хотим поучаствовать. Ну тексты мы немножко поменяем, немножко по-другому споём их. Именно в панк-стилистике.
— Вы когда-нибудь общались с омскими панк-музыкантами?
Гвоздев: Да, выступали вместе с «Гражданской обороной». Это было в 80-х. Не помню, в каком городе.
— Чем вам запомнился Летов?
Гвоздев: Хороший мужик. Хорошие ребята в его группе. О творчестве его у меня мнение только положительное, мы сегодня будем петь его песню «Мой к… железный, как сталь». Так вот вспомнили, настроение такое.
Рытухин: Конечно, Летов — это человек-эпоха.
— То есть вы довольно часто можете и на концертах исполнить, и на альбоме записать песни других рокеров?
Гвоздев: Зачем?
— Не зачем, а просто — бывает ли такое?
Гвоздев: Только лохи исполняют чужие песни. Мы исполняем только своё. Я просто не понимаю — мы что, пивка попили и решили дружно сыграть и записать Шевчука? Такого не бывает.
— А ваш пример с песней «Бухенвальдский набат»?
Гвоздев: Ну это советская песня против фашизма. Нас попросил записать её к 9 мая один российский панк-лэйбл.
— Кстати, а вы знали про кампанию за переименование омского аэропорта в честь Летова? Если да — что об этом думаете?
Гвоздев: Да, знаю. Я только за, но я сразу понял, что если действительно назовут, то там, наверное, сразу начнутся задержки, могут появиться пилоты-растаманы в самолётах, понимаешь, да? Начнётся панковский хаос. Но я бы хотел посмотреть, что тогда будет с этим аэропортом после такого переименования.
— С другой стороны было понятно, что вряд ли назовут?
Гвоздев: Нет, я верил, что так сделают, хоть один панк-аэропорт был бы. А то всё цивильно, работает, всё вовремя.
— А когда вообще объявили об этой кампании по стране с переименованием аэропортов, как вы отреагировали?
Гвоздев: Можно было бы вообще переименовать все аэропорты в панковские. Воронежский — имени Хоя, например. В Питере — имени Андрея «Свина» Панова.
Рытухин: А один из трёх основных московских — имени Гвоздева.
Гвоздев: Не, имени Гвоздева рано, я ещё молодой пацан. Чудовский лучше. И Харьковский. А ещё железнодорожный вокзал в Питере можно назвать имени Горшенёва.
— А Мединский отвечал на вопрос журналистов и говорил: не нужно называть именем человека, если он ещё жив. Согласны?
Гвоздев: Конечно. Это что ж такое? Царизм какой-то. Империя.
— При этом его спросили про Летова, и получилось, что он думает, что Летов жив.
Рытухин: Он его с братом перепутал, наверное?
— Вообще в Питере предлагали переименовать в честь Шнурова, например…
Гвоздев: Нет, вот этого не надо, пожалуйста.
Рытхин: Его и так ввели уже в общественный совет комитета Госдумы по культуре. Вместе с Макаревичем.
— Кстати, как вы к этому относитесь? Вот ввели туда Шнурова и Макаревича — и?
Гвоздев: Ну я думаю, они достойны. Туда к ним ещё Шевчука надо, и как раз вот они там будут — одного поля ягоды. Их как раз надо туда. В мэрии, в думы, чтобы люди их ненавидели (смеётся).
— То есть бывает, что вы к каким-то рокерам плохо относитесь?
Гвоздев: К этим трём? Шевчук, мне кажется, крастер. А Шнуров — блэк-металлист.
— Где вы берёте вдохновение для сочинения именно музыки для песен?
Гвоздев: Идём в Мариинский дворец. В Третьяковскую галерею.
Рытухин: Например, песня «Бумеранг бога» навеяна картиной Васнецова «Три богатыря».
Гвоздев: Особенно правый, усатый. Он как-то больше Русь навеивает.
Гвоздев: Одношёрстная.
Рытухин: Нет, публика в последнее время из какого-то более широкого охвата. Приходят и металлюги, и даже какие-то обычные люди не из рок-культуры.
Гвоздев: Например, из ФСБ.
— Ну, мне кажется, при ваших нынешних политических взглядах претензий у них к вам быть не должно.
Рытухин: Да они просто получают удовольствие, слэмят, шумят, потом парики и удостоверения после них на концертах остаются (смеётся).
— В Интернете я увидел такое мнение, точнее обвинение: что «Пурген» уходит в последнее время в некий ватник-панк. Как это оцените?
Гвоздев: Это ты где прочитал?
— В «Википедии».
Гвоздев: Ну мы в 1993 году специально заморочились, нашли ватные куртки, ходили в них. Но к 1995 году они уже порвались, теперь нет ватной одежды, к сожалению. Пуховики только. А что касается обвинения политического, то это пишут либералы. Ты просто не тусуйся на этих страницах, вот и всё. Обвиняют и обвиняют. Это ещё и нацисты с Украины так пишут. Ватники, мол, вся эта пурга — это всё ерунда. А либералы наши за ними повторяют.
— Кстати, это характерно, что либералы и украинские русофобы так идейно объединились. Это ведь о многом говорит?
Гвоздев: Ну Клинтоны их долго обрабатывали, они их «шестёрки».
— Вам привычнее играть в клубах или приятно бывает выйти и на стадион на каком-нибудь сборном концерте?
Гвоздев: Мы играем там, куда нас приглашают. Мы сами ничего не делаем. Не вкладываемся специально в свою раскрутку. Приглашают и в клубы, и на стадионы. И на фестивали. Нам всё равно, где играть. Есть плюсы и там, и там. Очень просто: особенно нам нравится там, где нормальный звук, нормальные люди собрались и хорошая позитивная атмосфера.
Кузьмин: Фидбэк может быть одинаково мощным: и с домашнего концерта на 100 человек в маленьком клубе, и с большого фестиваля типа «Доброфест». Где перед тобой несколько тысяч человек.
Евгений Борисов