Омск
Заразились
7209 +107
Выздоровели
4389 +90
Умерли
79 +3
Россия
Заразились
861423 +5159
Выздоровели
661471 +7878
Умерли
14351 +144
om1.ru
«Тропой лотоса»: приглашаем в наш «Дом» До 19 мая омичи и гости города могут познакомиться с масштабной выставкой «Тропой лотоса».

«Тропой лотоса»: приглашаем в наш «Дом»

10 апреля 2019, 16:02

«Тропой лотоса»: приглашаем в наш «Дом»
Фото: Омский музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
До 19 мая омичи и гости города могут познакомиться с масштабной выставкой «Тропой лотоса».

Искусство Востока из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля и частных коллекций», приуроченной к 95-летию музея. Два зала Врубелевского корпуса — «Храм» и «Дом» — знакомят с искусством стран, объединенных культурой буддизма. Сегодня мы посетим «Дом», большой раздел экспозиции, посвященный светскому искусству Японии и Китая XVIII–XX веков.

Обе страны вплоть до начала XX века отличались традиционным патриархальным укладом жизни. Два мира — мужчины и женщины — были строго разграничены. Мужчина участвовал в жизни общества, был деятелен, активен, покорял внешнее пространство. Жизнь женщины была связана с домом, семьей, то есть с пространством внутренним, сакральным. В космогоническом плане два этих начала составляли даосский символ инь-ян, обозначающий «единство противоположностей» — союз светлого, небесного, мужского и темного, земного, женского. Графический знак, по мнению ряда ученых, был заимствован у буддистов в I–III веках, где изображал пару черно-белых «рыбок», которые наряду с цветком лотоса и другими «драгоценностями» входили в «Восемь сокровищ Дхармы», по легенде, преподнесенных Будде Шакьямуни при рождении.

В Китае с древних времен главную роль в обществе играли мужчины. Судьбы женщин определяли три заповеди санъ цун — послушание отцу в детстве, мужу — в замужестве, сыну — в старости. Почти всеми видами искусств занимались мужчины. В числе дошедших до наших дней — жанры традиционной живописи шань-шуй («горы-воды») и хуаняо («цветы и птицы»). Оба они уходят корнями в древний культ природы. Каждый цветок и дерево, камень и горный поток воспринимались как живые существа и наделялись благопожелательной символикой. Художники обычно писали картины на вертикальных и горизонтальных свитках, веерах, альбомных листах и почтовой бумаге. Для рисунка использовали минеральные краски или черную тушь. Изображения сопровождались каллиграфическими надписями. В экспозиции представлены живописные произведения, начиная с XVIII века. Значимое место в коллекции музея занимают графические листы современного китайского художника Дзяна Шилуня.

Важную роль в традиционной культуре Поднебесной с древних времен играла каллиграфия. Это не только средство самовыражения, но и особая философия, вид медитации, путь к достижению духовного совершенства. В Древнем Китае владение кистью входило в число умений высокопоставленных чиновников, сдававших императорский экзамен. Кисть, тушь, чернильный камень и бумагу называли «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Посетители выставки увидят многочисленные предметы, связанные с бытом чиновника: печати и заготовки к ним, подставку для кистей, визитницу, а также необычную китайскую головоломку «шар в шаре», выточенную из цельной кости и прозванную европейцами «дьявольским шаром».

С миром мужчин связана традиция курения, в Китае получившая распространение с XVI века благодаря соприкосновению с европейской культурой. Долгое время бытовало мнение, что табак полезен для здоровья. Однако в условиях высокой влажности местного климата возникла проблема его хранения. Поэтому в середине XVII века были придуманы специальные табакерки в виде маленьких бутылочек. Они напоминали уменьшенные сосуды — вазы, калебасы или были сделаны в форме мифологических существ, животных, фруктов, овощей и несли в себе благопожелательную символику. Интересное собрание таких изделий, занимающих на выставке отдельную витрину, музей получил в дар к 300-летию Омска от омского коллекционера Е.Н. Журавлева.

Еще одно из величайший изобретений Китая — фарфор. Неповторимо своеобразны формы произведений, созданных из этого материала, а также их росписи с национальными темами и сюжетами: сцены придворной и народной жизни, «цветы и птицы», «горы и воды», благопожелательные символы. Одним из излюбленных был цветок лотоса, обозначающий мудрость, лето и изображенный на ряде фарфоровых блюд и ваз.

Япония, хотя и заимствовала многое из культуры Китая, существенно отличалась от последней. Положение женщин в Стране восходящего солнца было менее зависимым, они нередко занимались искусством — поэзией, живописью, ткачеством, вышивкой, изготовлением изделий из шелка и даже керамикой.

Большое внимание в Японии уделялось аксессуарам, многие из которых становились настоящими предметами искусства. В их числе нэцкэ, которые использовали в качестве подвесного брелока на традиционной японской одежде кимоно и косодэ, лишенной карманов. На выставке представлены предметы XIX–XX веков из собрания музея и частных коллекций. В миниатюрных изображениях перед зрителем предстают реальные и вымышленные персонажи — жадная обезьяна, отобравшая плод хурмы у простодушного краба, и «японский Геракл» — Кинтаро, еще в младенчестве поборовший огромного карпа, голландец в остроконечной шапке и девочка с маской.

Нэцкэ не следует путать с миниатюрной скульптурой окимоно. В последней всегда отсутствует отверстие для шнура — эти изделия лишены утилитарных функций. Слово окимоно (дословно — «поставленная вещь») является общим наименованием всей станковой скульптуры малых размеров, предназначенной для оформления интерьера и выполненных из любого материала. В числе представленных на выставке образов символ Японии — журавль и собачка, передними лапами опирающаяся на черепаху, патриарх дзен-буддизма Дарума и фантастические сомы намадзу, приносящий благополучие воробей и «манящий кот» — Манэки-нэко.

Не менее важными в жизни японцев были ритуалы, связанные с любованием природой и медитацией. Одним из самых известных является чайная церемония, к началу XVIII века распространившаяся во всех слоях японского общества. Все предметы для нее должны составлять единый художественный ансамбль, быть простыми и иметь почтенный возраст. Особенно необычны керамические изделия японских мастерских Сацумы. Они сплошь покрыты росписью с преобладанием желтой и зеленой красок, а также золота, поэтому их называли «парчовыми».

Выставка раскрывает специфичность памятников художественной культуры Востока и знакомит с разными сторонами светской культуры похожих, но в то же время таких разных стран. А увидеть все это многообразие можно во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3) все дни, кроме понедельника, с 10:00 до 19:00 (касса работает до 18:00).

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)