Омск
Заразились
1227 +88
Выздоровели
331 +54
Умерли
20 +1
Россия
Заразились
379051 +8371
Выздоровели
150993 +8785
Умерли
4142 +174
om1.ru
Работа железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны Военные эшелоны

Работа железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны

2 мая 2020, 16:00

Работа железнодорожного транспорта в годы Великой Отечественной войны
Фото: Исторический архив
Военные эшелоны

Вклад железнодорожного транспорта в Победу был огромен: эвакуации из прифронтовой зоны, своевременная доставка припасов, продовольствия и горючего. Чтобы выполнить поставленную задачу, с первого дня войны работу на железных дорогах перевели на военный график, отдавая приоритет военным эшелонам с грузами для фронта. Однако эвакуационные грузы занимали половину от общего грузопотока по железным дорогам, а в отдельных направлениях даже до 80%.

По примерным подсчётам, для эвакуационных перевозок потребовалось около 1 500 000 вагонов и 30 000 поездов. Под вражескими обстрелами удалось эвакуировать на восток 2593 промышленных предприятия. Большинство заводов (около 70%) разместили на Урале, в Западной Сибири, Средней Азии и Казахстане.

Омск не стал исключением, как первый крупный сибирский город на Транссибе. На плечи населения легла вся тяжесть приема промышленных предприятий, госпиталей, десятков учебных заведений, театров, музеев и сотен тысяч беженцев.

Только в первый год войны в Омскую область были эвакуированы около 90 предприятий из Москвы, Ленинграда, Киева и других городов. Сейчас это кажется невероятным, но предприятия практически в первые же дни начали производить продукцию для фронта. 80–85% от всего производства омских заводов уходило на фронт.

Из воспоминаний ветерана-железнодорожника Василия Андреевича Булавина: «В военные годы приказы не обсуждались… Ознакомили нас, пацанов, с «Уставом железных дорог», расписались мы, что ознакомлены и все. Нарушения и разгильдяйство никому не прощались. Даже если тебе всего шестнадцать… Меня сразу же поставили сцепщиком вагонов на станции Омск-Сортировочный.

Очень сложная и ответственная работа. На станции распределялись эшелоны, шедшие с Запада страны с эвакуированным оборудованием и людьми. Я работал, не засыпая, по двое-трое суток. Месяцами трудился в ночь. А кушать было почти нечего: буфетчицы нам выдавали на три дня три булочки сырого черного хлеба. И все работали в таких условиях. Поэтому и причастность свою к Победе потом ощущали с полным правом…»

В период с 29 апреля по 8 мая 2020 г. каждый день здесь будет публиковаться историческая справка, посвященная тому, или иному направлению работы железных дорог в годы войны и видеовопрос.

Ответ нужно будет присылать не позднее 18–00 местного времени следующего дня по адресу электронной почты Omsk.zdmuseum@gmail.com или на номер телефона в WhatsApp

Вопрос:

Все вопросы викторины можно посмотреть по ссылке

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзене.
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)