Из своих хранилищ и запасников музей им. Врубеля достал 20 живописных и 4 графических работы Кондратия Белова. В своё время его называли лучшим сибирским пейзажистом и даже патриархом живописи. В Омске есть отдельный постоянно работающий музей, посвящённый только этому мастеру, но самые масштабные и известные произведения можно увидеть не так уж часто. Многие впервые показывают за долгие годы.
|
---|
Наталья Муратова, старший научный сотрудник:
— В фонде графики хранится всего 15 работ, но их сложно показывать, потому что гуашь требует особых условий экспонирования и хранения. Одну из этих работ показываем впервые за 10 лет, хотя в своё время они были очень известны. Здесь отражён очень короткий временной период, когда Омск покидает армия белогвардейцев и входят красноармейцы.
В центре «Эрмитаж-Сибирь» можно увидеть студенческие работы Белова, например, обёртку для мыла «Солнышко моё», которую он нарисовал во время учёбы в Худпроме. Техникум сыграл большую роль в становлении профессиональной подготовки художников Омска в 1920–1930-е гг. Просуществовал Худпром 10 лет и был расформирован в 1930 г.
Следующий этап в творчестве Кондратия Белова связан с периодом Гражданской войны.
|
---|
Изотенко Светлана, хранитель фонда советской и современной график:
— Самая крупноформатная работа — «Освобождение политзаключённых из омской каторжной тюрьмы». Тема политзаключённых будет актуальна для всего творчества Белова, потому что он был участником и очевидцем событий. Белов ещё совсем молодым был мобилизован в царскую армию, через четыре месяца он попал в Красную армию, потом был демобилизован и учился в Омске. Прошлое, связанное с революцией и Гражданской войной, он переживал всю жизнь. Ему будут ставить в вину его участие в белом движении, хотя ему было всего лишь 19 лет. Как может человек в этом возрасте разобраться в политических событиях? Но его исключали из Союза художников. Было всё. Он переживал эти события.
Отметим, что для героя на первом плане позировал отец Белова. Его фигура заметно отличается от других.
Вторую половину жизни художник отдал пейзажу. На первой работе в этом жанре, после которой к нему пришла известность, изображён Иртыш.
|
---|
На выставке можно увидеть картины, посвящённые Красноярску, Омску, Тобольску и его родной деревне Пачи. Как отмечают искусствоведы, эти картины более яркие и лиричные, а вот Сибирь просто поражает своим размахом.
Людмила Богомолова, искусствовед:
— В 1950–1960-е годы был силён фактор идеологии. Пейзаж считался самым низшим жанром. Допускалось писать пейзажи, где были бы обновлённые города и сёла с приметами социалистического строя. Но на картинах Белова мы ничего такого не увидим. Он весь в теме Сибири. Это суровая природа, тишина, ширь, масштабность. Сначала это сравнительно небольшие работы, а потом чувство восхищения сибирской природой выводит его на новые масштабы.
|
---|
До какого числа будет работать выставка, пока не известно, точных сроков после карантина в омском Эрмитаже не называют. Кроме того, продолжительность экспозиции будет зависеть от интереса к проекту самих омичей.
Возрастное ограничение 0+
Все фото: Андрей Кутузов