Ровно век прошёл с того времени.
Начинаются двадцатые годы 21 века. Фотографии сплошь цветные, а чёрно-белые лишь по прихоти. Фотографий великое множество, ежесекундно появляются миллионы новых снимков. За нынешние сутки их делают больше, чем их было сделано за весь 19 век.
Близится Новый год. В облаках повиснут сотни миллионов фотографий, которые не пересмотришь и за всю жизнь. В то же время архивные фото – великая историческая ценность, достойная музеев.
Редакция Om1.ru сделала ретроспективу омских новогодних торжеств. Фотографии, ёлочные игрушки и даже фантики. То, из чего слагалась легенда нашего Нового года.
Омская детвора на катке у новогодней елки |
Горка и каток – это то, без чего невозможно представить зиму и Новый год. Спустя больше полувека любовь омичей к этим забавам нисколько не угасла, несмотря на скачок технологий и выросшее разнообразие новейших развлечений. Изваляться в снегу, съехать с горки, покататься по льду – это у всех нас было в детстве и навсегда осталось в памяти. Многие родители признаются, что рады рождению детей ещё и потому, что теперь они – взрослые – снова могут взобраться на горку и, взяв детей в охапку, съехать вниз. И при этом никто не скажет слова против...
Фотограф Горохов М. В. запечатлел на плёнку мгновения детства. Омские дети на горке в ледовом городке. Каникулы. И вся жизнь впереди. А дома – кого-то ждут, быть может, ещё и конфеты.
Катание с горки на площади Дзержинского |
Новый год – пора уличных гуляний. Эта традиция восходит ещё к царской России, когда площади становились местом потешных сборищ – неотъемлемая часть городской культуры.
В архивах сохранились воспоминания современников. Так, офицер Иосиф Белов, будучи в 1842-1847 годах при штабе Сибирского корпуса в Омске, писал:
Омичи тех лет были не прочь устроить кулачные бои прямо на льду. Их не могла остановить даже полиция.
Омский краевед И. Н. Шухов писал об этом так:
«…По воскресным дням, на Святках и Масленице на Оми сходились два враждовавших лагеря: качагуры (жители правого берега Оми – ред.) и лугаши (жители левого берега – ред.) Бой завязывался подростками, за ними вступали парни, наконец наблюдавшие за «полем боя» взрослые мужчины не выдерживали и в качестве подкрепления «шли в атаку». После побоища были раненые и реже убитые. «Жесточайший бой» происходил в 1912 году. Полиция, конная и пешая, оказалась не в силах ликвидировать «ледовое побоище»…»
В годы СССР появилась традиция устанавливать большие – городские – ёлки на центральных площадях. Омск не стал исключением. Сад Пионеров, «Зелёный остров, парк 30-летия ВЛКСМ, Омская крепость, Театральная площадь и другие пространства города к Новому году украшаются праздничными деревьями с гирляндами.
Знамена из снега и елка. Первый военный новый год |
Начало Великой отечественной войны – 1941-1942 гг. – было для Омска тяжёлым временем. Сибирские морозы, нужды фронта – в тылу было несладко. Поэтому возник вопрос: уместно ли устраивать праздники в таких условиях? В какой-то момент горожане и вовсе хотели отказаться от ёлок, гуляний и Нового года. Но потом омичи поняли, что в таких тяжёлых условиях нельзя унывать и отворачиваться от жизни. Было принято решение праздновать несмотря ни на что...
На городской площади установили ёлку, возвели ледовый городок со скульптурами и катком. При входе на площадь были два ледяных флага, выкрашенных красным. На одном начертали надпись «За Родину», на другом – «За Сталина».
Из воспоминаний И. Прусаковой:
«…На площади незадолго перед Новым годом установили ёлку. Это было тем более к месту, что после Ленинграда узнать, что ёлки здесь не растут, получалось вдвойне обидно. Да и какие ёлки на наших девяти метрах (о комнате в коммунальной квартире – ред.)? А тут на огромном каркасе укрепили десятки сосновых деревьев, обвили полученное гигантское дерево светящейся нитью из крашеных лампочек, каждая величиной с тыкву, – и вот она плывёт в морозном тумане, огромная праздничная ёлка! А площадь окружили ледяными изваяниями – конечно же, пограничник Карацупа с собакой, и пионер с горном, и лётчик в шлеме – привычная мифология средней школы, тем и милая, что известная. И ребята в валенках на приделанных дощечками коньках с гиканьем носились среди белых статуй, играла музыка, снег кружился – шёл праздник, устроенный специально для нас, у кого дома не было не только праздника, но и просто родителей…»
На площади было место только празднику. Это дома могла ждать похоронка на отца или брата; дома – мама могла всё время плакать – от горя ли или от усталости. А здесь, на площади, под огромной ёлкой циркачи, не боясь мороза, показывают силовые номера, дети носятся друг за другом и перебрасываются снежками, звучит музыка и доносятся песни.
Артисты цирка на новогодней елке |
Неотъемлемой частью Нового года, конечно же, являются лакомства. Советские конфеты, их названия – стали брендами. Символами ностальгии по тому времени, когда мороженое стоило 48 копеек, а сметану наливали в стеклянные банки.
«Мишка на севере», «Белочка», «Гулливер», «Красный мак», «Кара-Кум», ириски и барбариски – для детей это было, есть и будет сокровищем, что таится под ёлкой.
Другой символ уходящей и минувшей поры – ёлочные игрушки родом из СССР. Раньше они пылились в коробках на антресолях в ожидании декабря. Но постепенно эти фигурки перекочёвывали в музеи и частные коллекции. Теперь советские ёлочные игрушки – это винтаж и раритет.
Ёлочные игрушки олицетворяли эпоху. После легендарного полёта Юрия Гагарина в космос на ёлках появились игрушки в виде космических кораблей. А кукурузная кампания Никиты Хрущёва запомнилась ещё и массовым выпуском стеклянных початков, что соседствовали с традиционными шариками.
Стоит также заметить, что пятиконечная звезда, которой венчалась новогодняя ель в СССР, – это специальное пожелание Иосифа Сталина. Звезда на рождественской ёлке – христианский символ, который был чужд коммунистической идеологии. Поэтому восьмиконечную Вифлеемскую звезду, под которой родился Иисус Христос, в Советском Союзе заменили пятиконечной красной звездой – символом коммунизма.