om1.ru
Верните мне мой СССР! Новый год в ретроспективе: архивные фото Омска, ёлочные игрушки и фантики Двадцатые годы 20 века. Отгремела революция, но ещё длится гражданская война. Серебряному веку русской литературы отмерено последнее десятилетие. На карте мира исчезла Российская Империя. Зарождается СССР.

Верните мне мой СССР! Новый год в ретроспективе: архивные фото Омска, ёлочные игрушки и фантики

Двадцатые годы 20 века. Отгремела революция, но ещё длится гражданская война. Серебряному веку русской литературы отмерено последнее десятилетие. На карте мира исчезла Российская Империя. Зарождается СССР.

Ровно век прошёл с того времени.

Начинаются двадцатые годы 21 века. Фотографии сплошь цветные, а чёрно-белые лишь по прихоти. Фотографий великое множество, ежесекундно появляются миллионы новых снимков. За нынешние сутки их делают больше, чем их было сделано за весь 19 век.

Близится Новый год. В облаках повиснут сотни миллионов фотографий, которые не пересмотришь и за всю жизнь. В то же время архивные фото – великая историческая ценность, достойная музеев.

Редакция Om1.ru сделала ретроспективу омских новогодних торжеств. Фотографии, ёлочные игрушки и даже фантики. То, из чего слагалась легенда нашего Нового года.

Омская детвора на катке у новогодней елки
2 января 1942 г. Автор: Горохов М.В.

Горка и каток – это то, без чего невозможно представить зиму и Новый год. Спустя больше полувека любовь омичей к этим забавам нисколько не угасла, несмотря на скачок технологий и выросшее разнообразие новейших развлечений. Изваляться в снегу, съехать с горки, покататься по льду – это у всех нас было в детстве и навсегда осталось в памяти. Многие родители признаются, что рады рождению детей ещё и потому, что теперь они – взрослые – снова могут взобраться на горку и, взяв детей в охапку, съехать вниз. И при этом никто не скажет слова против...

Фотограф Горохов М. В. запечатлел на плёнку мгновения детства. Омские дети на горке в ледовом городке. Каникулы. И вся жизнь впереди. А дома – кого-то ждут, быть может, ещё и конфеты.

Катание с горки на площади Дзержинского
1948 г. Автор: Горохов М. В.

Новый год – пора уличных гуляний. Эта традиция восходит ещё к царской России, когда площади становились местом потешных сборищ – неотъемлемая часть городской культуры.

В архивах сохранились воспоминания современников. Так, офицер Иосиф Белов, будучи в 1842-1847 годах при штабе Сибирского корпуса в Омске, писал:

 
«Город, доселе казавшийся ленивым и спящим, мгновенно одушевясь, засуетился: сани на необозримое пространство, большею частию запряженные парою лошадей, непрерывною цепью снуют по главным улицам; народ толпится, шумит, резвится около и на самих ледяных горах, построенных на диагональ плац-парадного места; невдали их скачут верхами те из молодых франтов, которые хотят пощеголять, как будто бы в насмешку зиме, в одних сюртуках. Сотни экипажей, проехав главными улицами, кружат весьма медленно и в порядке, вблизи гор одни за другими; большая часть этих саней похожа на цветочные корзины, наполненные прелестными в шляпках головками, личики которых горят, нарумяненные морозом; за многими из них стоят на запятках кавалеры. Прекрасная безоблачная пoгода и слишком умеренные морозы… совершенно соответствовали забаве подобного рода».

Омичи тех лет были не прочь устроить кулачные бои прямо на льду. Их не могла остановить даже полиция.

Омский краевед И. Н. Шухов писал об этом так:

«…По воскресным дням, на Святках и Масленице на Оми сходились два враждовавших лагеря: качагуры (жители правого берега Оми – ред.) и лугаши (жители левого берега – ред.) Бой завязывался подростками, за ними вступали парни, наконец наблюдавшие за «полем боя» взрослые мужчины не выдерживали и в качестве подкрепления «шли в атаку». После побоища были раненые и реже убитые. «Жесточайший бой» происходил в 1912 году. Полиция, конная и пешая, оказалась не в силах ликвидировать «ледовое побоище»…»

В годы СССР появилась традиция устанавливать большие – городские – ёлки на центральных площадях. Омск не стал исключением. Сад Пионеров, «Зелёный остров, парк 30-летия ВЛКСМ, Омская крепость, Театральная площадь и другие пространства города к Новому году украшаются праздничными деревьями с гирляндами.

Знамена из снега и елка. Первый военный новый год
1942 г. Автор: Горохов М. В.


Начало Великой отечественной войны – 1941-1942 гг. – было для Омска тяжёлым временем. Сибирские морозы, нужды фронта – в тылу было несладко. Поэтому возник вопрос: уместно ли устраивать праздники в таких условиях? В какой-то момент горожане и вовсе хотели отказаться от ёлок, гуляний и Нового года. Но потом омичи поняли, что в таких тяжёлых условиях нельзя унывать и отворачиваться от жизни. Было принято решение праздновать несмотря ни на что...

На городской площади установили ёлку, возвели ледовый городок со скульптурами и катком. При входе на площадь были два ледяных флага, выкрашенных красным. На одном начертали надпись «За Родину», на другом – «За Сталина».

Из воспоминаний И. Прусаковой:

«…На площади незадолго перед Новым годом установили ёлку. Это было тем более к месту, что после Ленинграда узнать, что ёлки здесь не растут, получалось вдвойне обидно. Да и какие ёлки на наших девяти метрах (о комнате в коммунальной квартире – ред.)? А тут на огромном каркасе укрепили десятки сосновых деревьев, обвили полученное гигантское дерево светящейся нитью из крашеных лампочек, каждая величиной с тыкву, – и вот она плывёт в морозном тумане, огромная праздничная ёлка! А площадь окружили ледяными изваяниями – конечно же, пограничник Карацупа с собакой, и пионер с горном, и лётчик в шлеме – привычная мифология средней школы, тем и милая, что известная. И ребята в валенках на приделанных дощечками коньках с гиканьем носились среди белых статуй, играла музыка, снег кружился – шёл праздник, устроенный специально для нас, у кого дома не было не только праздника, но и просто родителей…»

На площади было место только празднику. Это дома могла ждать похоронка на отца или брата; дома – мама могла всё время плакать – от горя ли или от усталости. А здесь, на площади, под огромной ёлкой циркачи, не боясь мороза, показывают силовые номера, дети носятся друг за другом и перебрасываются снежками, звучит музыка и доносятся песни.

Артисты цирка на новогодней елке
1944 г. Энциклопедия города Омска в 3 т. / под ред. Г.А. Павлова, Л.В. Новоселовой, С.Г. Сизова. Том 1. - Омск, Издательский дом "ЛЕО", 2009. - С. 402.

Неотъемлемой частью Нового года, конечно же, являются лакомства. Советские конфеты, их названия – стали брендами. Символами ностальгии по тому времени, когда мороженое стоило 48 копеек, а сметану наливали в стеклянные банки.

«Мишка на севере», «Белочка», «Гулливер», «Красный мак», «Кара-Кум», ириски и барбариски – для детей это было, есть и будет сокровищем, что таится под ёлкой.

Другой символ уходящей и минувшей поры – ёлочные игрушки родом из СССР. Раньше они пылились в коробках на антресолях в ожидании декабря. Но постепенно эти фигурки перекочёвывали в музеи и частные коллекции. Теперь советские ёлочные игрушки – это винтаж и раритет.

Ёлочные игрушки олицетворяли эпоху. После легендарного полёта Юрия Гагарина в космос на ёлках появились игрушки в виде космических кораблей. А кукурузная кампания Никиты Хрущёва запомнилась ещё и массовым выпуском стеклянных початков, что соседствовали с традиционными шариками.

Стоит также заметить, что пятиконечная звезда, которой венчалась новогодняя ель в СССР, – это специальное пожелание Иосифа Сталина. Звезда на рождественской ёлке – христианский символ, который был чужд коммунистической идеологии. Поэтому восьмиконечную Вифлеемскую звезду, под которой родился Иисус Христос, в Советском Союзе заменили пятиконечной красной звездой – символом коммунизма.

Как говорится, спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!..

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter