Трудно сказать, задумывал ли режиссёр изначально этот проект именно так или он очень изменился в то время, когда в нашу жизнь стало входить слово «изоляция», но сейчас по форме это скорее онлайн-конференция: камеры транслируют на большой экран крупные планы участников, иногда даже очень крупные, как будто кто-то пытается и никак не может отрегулировать настройки веб-камеры. А сами выступающие выходят на сцену по одному и наблюдают за речью других из зала ожидания. Происходящее в зале тоже транслируется на экран.
|
---|
Такое количество камер создаёт интересный эффект: довольно быстро мозг перестаёт делить пространство на две части — сцена/зал, и зритель тоже становится участником этой конференции. При этом совершенно неважно, где ты находишься: в московском Театре Наций, где идёт этот спектакль, или в кинотеатре в Омске.
|
---|
И в тот момент, когда ты «подключаешься» к этой конференции, возникает ещё один интересный визуальный эффект: её участники выходят на сцену по одному почти в темноте при неясном мерцающем свете, по сути видны только их тени. И вот они кажутся совершенно реальными.
Сама пьеса тоже очень необычна. Здесь нет привычного сюжета, конфликта, любовной драмы. Это просто девять монологов различных людей. Востоковед, теолог, политолог, военный журналист, супруга премьер-министра (в прошлом — известная телеведущая), писатель, священник, знаменитый дирижёр и иранская поэтесса должны высказать свой взгляд на проблему Ближнего Востока: в чём причины наших разногласий, может ли одна культура понять другую, не опасно ли такое соседство и чем мы можем помочь друг другу. Но получается, что они говорят о более личных и в то же время глобальных вещах: о смысле жизни, о Боге, о человеке.
— Что для нас является самым важным: наличие удобной одежды и вкусной еды, возможность выбора, безопасность, комфорт, свобода — это всё или есть что-то более важное?
— Не превращаемся ли мы в структуру, состоящую исключительно из желаний?
— Нужно ли только брать или надо ещё и отдавать?
— Почему люди, лишённые даже самого необходимого, могут быть счастливее тех, кто всем обеспечен?
— Почему те, кто громче всех говорит о духовности, могут насиловать и убивать?
Исчерпывающий список вопросов, которые поднимаются в этой пьесе, вряд ли возможно составить. Один вопрос рождает другой.
— Пьеса по сути состоит из ярких и контрастных монологов, поэтому и возникает такая жёсткая, откровенная дискуссия. Мы думали, как лучше донести всё это до зрителя, и решили пригласить больше, чем просто хороших артистов: у каждого, кто выйдет на сцену, есть свой взгляд, своя позиция и в искусстве, и в жизни. Это спектакль-акция о том, о чём мы, может быть, молчали или не хотели говорить. Мы хотим задать тон и положить начало этомуразговору, потому что сейчас — самое время, — рассказал Евгений Миронов, художественный руководитель Театра Наций и исполнитель роли отца Августина.
Девять человек высказывают разные взгляды. И, что удивительно, с каждым из них хочется согласиться. Как минимум потому, что все они высказывают не просто мнения и выстроенные теории, но делятся самым сокровенным, они раскрываются во время спектакля. Иногда — с неожиданной стороны.
Напомним, что увидеть спектакли, ставшие номинантами и лауреатами российской национальной театральной премии «Золотая маска», можно в кинотеатре «Слава». Здесь же идут показы в рамках проекта TheatreHD — это трансляции на экранах кинотеатров самых известных спектаклей из лучших театров мира.