om1.ru
В Омске теперь показывают спектакли под сценой. Зрители могут попасть в заточение и встретить привидения Одну постановку могут увидеть только двадцать человек.

В Омске теперь показывают спектакли под сценой. Зрители могут попасть в заточение и встретить привидения

Одну постановку могут увидеть только двадцать человек.
12 апреля 2021, 19:15

Поздний вечер, почти ночь. Яркие фонари на Любинском. В это время театралы обычно расходятся по домам. Старинное и величественное здание театра драмы кажется пустым. «Крылатый гений» реет на фоне тёмно-синего неба. У входа не толпятся зрители, ожидающие начала. Заходят, словно случайно, парами, недоверчиво спрашивая у охраны: «А спектакль «Свидригайлов. Сны» здесь будет проходить?» В гардеробе нет привычной суеты. Как-то даже сиротливо — в самом углу висят двадцать курток.

 — Все здесь?

 — Нет, ещё два человека не пришли. Пять минут ждём и закрываем!

 — У вас нет клаустрофобии?

Таинственно звучат голоса в пустых коридорах театра.

 — Куда идти?

 — Вниз.

Низ…низ…низ…из — слышится лёгкое эхо.

Мы спускаемся по привычной лестнице и как-то сразу оказываемся в XIX веке. Кирпичная кладка помнит многое. Здание театра строили на месте острожных казарм, в которых содержались ссыльные заключённые. Когда разбирали пространство под сценой, где играют этот спектакль, был обнаружен памятный камень, на который нанесены годы заключения Достоевского. Мистика это или просто совпадение — предстоит разобраться краеведам. Сейчас официально считается, что Фёдор Михайлович жил в бараке, что находится примерно в двухстах метрах от здания театра, но в любом случае в остроге было несколько казарм. Кажется, что мы попали в одну из них: железный стол, нары, дверь закрывается…

 
«Сибирь. На берегу широкой, пустынной реки стоит город, один из административных центров России; в городе крепость, в крепости острог. В остроге уже девять месяцев заключён ссыльнокаторжный второго разряда Родион Раскольников».
Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»

 

Казалось бы, Раскольников должен был стать главным героем этой постановки. Именно он томится в остроге, может быть, девять месяцев, а может, долгие десятилетия — время в замкнутом пространстве идёт совершенно иначе. И Раскольникову есть что сказать, что объяснить. Что это за странное «Тварь я дрожащая или право имею»? Как убийство двух неповинных женщин, одна из которых ещё и беременна, может помочь ответить на этот вопрос?

Но Раскольников здесь становится скорее проводником, который вспоминает (вызывает) другого персонажа.

Свидригайлов Аркадий Иванович — заслуженный артист России Александр Гончарук

 

Кто такой Свидригайлов?

Наверное, это главный вопрос, ответ на который стараются вспомнить все, кто не перечитывал Достоевского после школы. В памяти прочно остались старуха-процентщица, её безвинно пострадавшая сестра Лизавета и, пожалуй, девушка со сложной судьбой Соня Мармеладова. Свидригайлов обычно остаётся в памяти как второстепенный и не очень приятный персонаж. Именно так его рисовало советское литературоведение: «воплощение принципа вседозволенности, которое провозгласил Раскольников», развратный, сладострастный, циничный мужчина лет пятидесяти, который в молодости женился на женщине старше себя из-за денег, и брак совершенно не мешал ему смотреть на других женщин, в том числе и на сестру Раскольникова Дуню. А после смерти супруги он тут же поехал выбирать невесту и собирался взять в жёны 15-летнюю девушку в коротком, как у ребёнка, платьице…

Но режиссёр Георгий Цхвирава предлагает судить героев не по их словам и намерениям, а по реальным поступкам.

И тут получается очень интересная вещь.

Георгий Цхвирава, главный режиссёр театра:

 — Самая интересная фигура для меня сегодня — это Свидригайлов. Что делает Раскольников? Он убивает старуху-процентщицу, потом убивает Лизавету, она беременна. По сути он убивает троих. И плюс мама Раскольникова умирает. А что делает Свидригайлов? Он всех спасает. Жену свою он не убивал, детей пристроил, Катерину Ивановну похоронил. Дуне предлагает десять тысяч рублей, которые она не берёт. Раскольникову предлагает купить билет в Америку. Своей 15-летней невесте тоже даёт денег и не переступает черту. Это человек, который ни разу не переступает черту.

 

 

Раскольников (Артём Кукушкин) в этом спектакле выглядит тоже непривычно. Это точно революционер, одержимый идеей изменить старый мир, не идеалистичный юноша, запутавшийся в высоких материях, не жертва обстоятельств, не мститель и не герой. Это живой человек, гордый, нервный, сохранивший в себе представление о чести, добре и зле, но совершивший преступление. Он живёт как будто во сне, уже не отдавая себе отчёт, что было на самом деле, а что привиделось ему во время болезненного беспокойного сна. И не всегда понимает, происходит ли всё с ним на самом деле сейчас или он только вспоминает привидения из своего прошлого (Эпилог романа «Преступление и наказание» — «каторжные сны» Раскольникова. — Прим. авт.).

 

Сцена из спектакля «Свидригайлов. Сны», 16+

 

Интересный эффект: кажется, что сон этот длится долгие десятилетия, до наших дней, что-то где-то под сценой, под землёй, под шумными городскими улицами, на месте бывшего каторжного острога до сих пор по ночам ведут спор о преступлениях и наказаниях, о добре и зле ссыльнокаторжный второго разряда Родион Раскольников и дворянин и бывший шулер Аркадий Иванович Свидригайлов.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter