om1.ru
Старость была, есть и будет неизбежностью, заканчивающейся смертью: о новом «Вихре» Гаспара Ноэ «Жизнь – это короткая вечеринка, которая скоро забудется». С таким слоганом в российский прокат вышел новый фильм Гаспара Ноэ «Вихрь» о пожилой паре, гармонию в которой нарушает деменция. 16+

Старость была, есть и будет неизбежностью, заканчивающейся смертью: о новом «Вихре» Гаспара Ноэ

«Жизнь – это короткая вечеринка, которая скоро забудется». С таким слоганом в российский прокат вышел новый фильм Гаспара Ноэ «Вихрь» о пожилой паре, гармонию в которой нарушает деменция. 16+

Старость была, есть и будет неизбежностью, заканчивающейся смертью: о новом «Вихре» Гаспара Ноэ
Фото: Rectangle Productions и Wild Bunch International

История фильма проста и жизненна: итальянский киновед и автор книг живёт со своей супругой-психиатром, оба уже на пенсии. Их размеренная жизнь становится темнее с каждым днём, всему виной больное сердце мужа и стремительно развивающаяся деменция жены. Не всё сладко и у их сына: безденежье, проблемы с наркотиками и женой.

Идея фильма пришла Ноэ за несколько лет до пандемии из-за серьёзных проблем. Режиссёр оказался на грани смерти из-за внутримозгового кровоизлияния. Благо Гаспар без серьёзных проблем смог пережить эту ситуацию и смог вновь создавать лучшие авторские фильмы нашего поколения, но с новым посылом.

«Всем тем, чей мозг истлеет прежде, чем сердце» — этими строчками начинается история героев. Фильм режиссёр посветил своей маме, умершей от деменции. Предыдущие работы Ноэ ярко отличаются от новой картины: классикой его репертуара стала «Необратимость» (2002) с Беллуччи и Касселем о жестоком изнасиловании женщины, а снова мир заговорил о нём после премьеры «Экстаза» (2018) и «Вечного света» (2019).

Страх без прелюдий

Сам Ноэ создаёт страх лучше всех среди наших современников, но здесь ему в компанию прибыл Дарио Ардженто — легенда ужасов, который сыграл главную мужскую роль (дебютную, к слову). Об актрисе у режиссёра тоже не было сомнений, её он приметил ещё на стадии задумки «Вихря». Франсуаза Лебрен сначала взяла время подумать, но после первой встречи с Ардженто она согласилась, а фильм начали снимать через неделю. Премьера в Каннах состоялась спустя пять с половиной месяцев.

И зрителей бросило в холод уже на первой сцене после пролога, когда Франсуаза просыпается в постели с мужем, но не понимает, кто это. С этого момента их совместная жизнь заканчивается, что Ноэ наглядно показывает в кадре, разделяя полноценную картинку 16:9 на две квадратные 4:3. Теперь фильм представляет из себя два окошка с прикреплёнными к героям отдельными камерами.

Rectangle Productions и Wild Bunch International

Каждая ситуация, в которую попадала главная героиня, пугала донельзя: её взгляд, бесконтрольные движения рук и невозможность произнести цельное предложение вызывали невозможные эмоции при просмотре.

Персонаж Ардженто пишет книгу о снах и кинематографе, пережил сердечный приступ и даже умудряется вести отношения на стороне. За его игрой смотришь с увлечением, рассматривая то, как автор «Суспирии», «Кроваво-красного», «Инферно» и других хорроров прошлого века управляется с серьёзной драматической ролью.

Rectangle Productions и Wild Bunch International

Сюжет? Реальная жизнь

Гаспарэ Ноэ признался, что в фильме почти не было сценария: там были коротко описаны установки на определённые сцены, а остальное было импровизацией от актёров.

Иногда фильм тихий и монотонный, иногда разрывающий и трепетный, он катает зрителей словно на американских горках 2 часа 22 минуты. Постараемся без спойлеров отметить «неожиданную ожидаемость» главных поворотов истории. Прогнозируя любой исход, зритель всё равно больно переживает сторителлинг. А это значит, что талантливый Ноэ работает поражающе убедительными инструментами, которые строятся не на дешёвых детективных приёмах, а на реальной жизни.

Даже на двух: по факту зритель смотрит два разных фильма из-за сплит-экрана. В одном ты следишь за бедной пожилой женщиной, желающей закончить с этими муками, а во втором — за пожилым, но не потерявшим интерес к жизни писателем.

«Мне нравится разделение экрана на две части как приём, но не я его придумал. Ещё в 1960-х Пол Моррисси и Энди Уорхол использовали его в своём андеграундном фильме «Девушки из Челси», а затем Моррисси уже без Уорхола снял драму под названием Forty Deuce. Этот приём хорошо сработал именно в случае с «Вихрем», но не уверен, что вернусь к нему в будущем», — рассказал режиссёр в интервью «Кинопоиску».

Rectangle Productions и Wild Bunch International

Необратимость, неизбежность, непоправимость

Смерть — это не трагедия, не траур, а факт. Факт без прикрас и сентиментальности. Вся эта прямота в фильмах Ноэ не делает его массовым режиссёром. Навряд ли я буду рекомендовать этот фильм фанатам Голливуда или российских триллеров.

Не сказать, что история уникальна: сразу вспоминается оскароносный «Отец» (2020), победитель Канн «Любовь» (2012), оскароносная «Всё ещё Элис» (2014). Все эти фильмы о людях с проблемами с памятью, но «Вихрь» Ноэ от них отличается — он более простой и не напыщенный, что поднимает картину на другой, авторский уровень.

В России в прокате такого медленного и думающего фильма сейчас нет. А такого режиссёра, как Гаспар Ноэ, не будет и во всём мире.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter