Премьера нового отечественного сериала «Монастырь» Александра Молочникова и Александры Ремизовой состоялась на онлайн-площадке 19 ноября этого года. Количество просмотров сериалу обеспечил и звёздный состав — Анастасия Ивлеева в роли легкомысленной тусовщицы и Филипп Янковский, сыгравший мудрого священника. Сейчас для просмотра доступны первые три серии.

О чём?
Мария — любительница вечеринок и беззаботной жизни — отдыхает за счёт друзей в Дубае. Вместе со своей подругой Ангелиной, женой миллиардера Николая Буркова, она отправляется на очередную вечеринку. Не желая возвращаться домой и пропускать веселье, Маша добавляет вещества в коктейль подруги. Утром она обнаруживает, что кто-то записал и слил в сеть порно с участием Маши и Ангелины.
Муж-миллиардер не может простить ей этого позора и решает избавиться от легкомысленной подруги. Устрашающие «подчинённые» олигарха, пообещавшие отвезти Машу домой в Москву, проезжают мимо мужского монастыря, когда героиня Насти Ивлеевой понимает, что с ней хотят расправиться. Так она сбегает и попадает в совсем другой мир.
«Искаженное представление о монашеской жизни»
Религиозная тема в кино, особенно в том кино, которое привлекает большую аудиторию, — тонкий лёд для автора. И в этот раз не обошлось без критических комментариев Минкультуры и РПЦ.
Министерство культуры отказало кинокомпании «Лунапарк» в прокатном удостоверении для сериала, сообщили РБК в пресс-службе ведомства. «Решение принято на основании подпункта «ж» пункта 18 правил выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм. Речь идет об оскорблении религиозных чувств верующих», — отметили в ведомстве. Подпункт «ж» предполагает отказ в выдаче прокатного удостоверения «в иных определенных федеральными законами случаях».

Несмотря на то, что получать удостоверение для показа сериала на онлайн-платформе не нужно, Минкульт отказал компании в его выдаче и направил картину на оценку в РПЦ. Там заключили, что «сценарий дает искаженное представление о монашеской жизни в женских обителях РПЦ, соответственно, формирует неверное представление о русском православии».
Так ли всё плохо?
В чужой монастырь со своим уставом
Откровенных сцен, в том числе не несущих в себе особой смысловой нагрузки, в первых двух сериях действительно слишком много. Однако замысел именно в том, что из блудницы, как называют героиню Ивлеевой обитатели монастыря, она должна стать порядочным человеком.
Параллельно развивается история отца Варсонофия, которого сыграл Филлип Янковский. Он противопоставлен Маше — отец предстаёт в первой серии безупречным и мудрым священником, который и от заикания вылечит, и вопящую на ребёнка мать поставит на место, и побьёт обидчиков, если надо.

Выдохнуть с облегчением можно со второй серии, где и персонаж Янковского раскрывается, как обычный человек со своими грехами и ошибками, и Маша начинает понимать, что за разврат можно лишиться места в монастыре, а заодно и укрытия от бандитов.
За три серии внутренние изменения активнее всего происходят у отца Варсонофия. Зрителю раскрывают его внутреннюю борьбу и показывают героя Янковского, как героя драматического.
Маша же пока исполняет комедийного персонажа, чем-то напоминающего главного героя фильма «Холоп». Она приходит со своим уставом в чужой монастырь, вставляет едкие шуточки, но уже проявляет сочувствие к Пантелеймоне, послушнице монастыря, ставит себя под удар ради помощи ей. Если за три ещё не вышедшие серии авторам удастся показать глубину её персонажа и перевоспитание — то задумку можно будет считать успешно реализованной.

Контрасты
Весь сериал строится на контрастах. Богатство и умеренность, разгул и скромность, плохо и хорошо. Самым ярким, и, скорее всего, вызывающим наибольшее возмущение, эпизодом можно считать «смешение» церковной службы с бурной гулянкой. Кадры с вечеринки плавно переходят в службу в монастыре и обратно. Саундтреки в этом эпизоде подобраны похожим образом — люди развлекаются на вечеринке под хоровое пение, а служба проходит под танцевальную музыку. Решение с моральной точки зрения спорное, но с технической стороны оформленное красиво.
Радуют и живописные виды Ферапонтова и Кирилло-Белозерского монастырей, где снимали картину. Они тоже контрастируют с жизнью Маши, которую она вела до того, как попала в монастырь.

Стоит просмотра?
Всё зависит от того, как раскроют персонажей в последующих сериях. Сама идея показать жизнь монастыря и перевоспитать «заблудшую душу» — хороша, да и воплощение её на экране в первых трёх сериях хоть и не без недостатков, но интригует.
Сериал постоянно играет на контрасте и сталкивает два противоположных мира, что вызывает когнитивный диссонанс. Богохульство это или художественный приём — решать зрителю.
Фото: kinopoisk.ru