С детства считаю себя большой поклонницей творчества Алексея Балабанова и, в особенности, его фильма «Брат». Этот фильм, по моему мнению, не был бы столь удачным, если бы не музыкальная составляющая. Некоторые не придают этомузначения, считая, что музыка в картине является лишь атрибутом для создания атмосферы. Однако всё гораздо глубже. Песни и мелодии в фильме — это самостоятельные рассказчики, а проходки Данилы Багрова под композиции российский рок-групп — это вовсе не бессмысленные блуждания, для придания герою большего пафоса.
Фильм первый: от нетронутых «крыльев» до грубого «зверя»
Первые кадры: буквально из ниоткуда появляется фигура главного героя – Данилы Багрова. Звучит первая композиция – «Крылья» группы Наутилус Помпилиус. Кажется, что это самый удачный вариант для того, чтобы ввести зрителя в главный замысел.
Это песня о богатой, даже роскошной, женщине в «вечернем платье». Её судьба непростая. Исполнитель говорит: «Не спрашиваю, сколько мужей» и в сочетании с этим рассказывает о «свежих шрамах» героини. Из этих строк слушатель понимает, что благосостояние досталось ей не просто так – можно сказать, что аморальным путём. В фильме, как раз, одним из лейтмотивов является жажда наживы.
И именно под эту композицию Балабанов вводит своего героя в фильм. Он показывает его ещё чистым, не познавшим «силу» большого города. У него ещё есть крылья. И режиссёр будто задаёт вопрос: «А сможет ли Данила сохранить их?»
Далее звучат песни, которые развивают параллельный сюжет. Данила прибывает в Петербург под песню «Люди на холме» той же группы. И метафоры в ней абсолютно прозрачны. «Под нами кружится земля, она больше, чем моя голова» – символ крупного города, с которым сталкивается главный герой. «Люди на холме сидят и сходят с ума, о том, кто сидит на вершине холма» – олицетворение власти. Балабанов не зря выбрал именно эту песню, ведь в конце говорится, что люди «разбиваются, падают с вершины холма». То есть люди, наделённые большой властью обречены на гибель, причём не только свою, но и окружающих – что и происходит в фильме, когда в итоге все бандиты либо умирают (как Круглый и его группировка), либо лишаются всего (как брат Данилы – Виктор).
Одной из переломных сцен можно считать изготовление оружия, когда звучит песня «Нежный вампир». Если отбросить все эпитеты текста, то можно заключить: в этой песне появляется «нечто», которое даёт герою «силу и власть». И именно в этот момент Данила получает некую «лицензию» на убийство. При этом «нечто» говорит: «Ты можешь пропасть». Это проверка героя на стойкость – сможет ли он с этой полученной силой сохранить крылья?
Ответ на этот вопрос содержится уже в другой сцене, где Данила делает оружие. Звучит композиция «Чёрные птицы». Каждое её слово наполнено смыслом. Сюжет до предела ясен: «чёрные птицы» ищут дочь героя, чтобы «выклевать из глаз чёрным клювом алмаз». Герой пытается откупиться, с каждым куплетом повышает ставку – у него не выходит. В итоге ставит свою главную ценность: «Возьмите тогда глаза мои», на что птицы ему сообщают, что они «побывали уже в глазах» и «всё, что нужно взяли».
В фильм песня идеально вписывается и можно понять, почему Балабанов выбрал именно её. К этому моменту у героя уже больше власти, больше ресурсов и денег. При этом он уже долго находится на «холме» – в большом городе. И теперь Данила сам представляет собой чёрных птиц, которые собираются забрать «алмаз». И это видно из следующих сцен, где Багров, одержимый властью, сначала забирает у брата Виктора деньги, оставляя его голым (пусть перед этим и последовало спасение жизни), а затем – подстреливает мужа Светы ради своей выгоды (не выручить Свету, а заполучить её себе).
Это подтверждает и поведение Немца, который на прощание отказывается от денег Данилы и говорит: «Город – злая сила. Сильный приезжает в город, становится слабым… Вот и ты пропал».
Багров уже остался без «крыльев», без «алмаза». И это также метафорично показывает оператор в финальной сцене, где герой идёт по снегу к дороге, чтобы попасть в Москву, где «реальные деньги» (как говорил Виктор). В этом фрагменте камера движется он справа-налево. Такой приём в кинематографе обычно означает деградацию персонажа.
Скриншот из фильма
Логично первый фильм завершается песней Наутилуса «Зверь». В данном контексте, зверь – это главное зло всего фильма – большой город. «Я гнался за ним, столько лет, столько зим», – говорится в тексте, что означает столкновения главного добра (Данилы, чистого, с крыльями) и зла-города. Зло победило, теперь «всё горит, всё кипит».
Фильм второй: многоступенчатый роман с Америкой
Второй фильм «Брат» уже более динамичный. Музыка в нём становится такой же ритмичной, жёсткой и басистой. Появляются новые голоса: Би-2, Чичерина, Агата Кристи и другие. Многие поклонники первой части считают, что вторая уже меньше наполнена смыслами, с чем можно не согласиться.
В 2000 году Данила вновь попадает в лапы зверя, но уже другого. Он оказывается в неродном Нью-Йорке, который, как и Москва, как и Петербург, является большим городом, а город, как мы помним, «злая сила».
Заглавной песней становится композиция «Полковнику никто не пишет» группы Би-2. «Большие города… Ни берега, ни дна», – говорится в тексте. Эту фразу, как ни странно, можно применить к любому большому городу. «Берег» можно рассматривать как хорошие мотивы, которые давно пропали. «Дно», соответственно, как пороки. Однако дна тоже нет, потому что то, что привычно считалось чем-то негативным, в большом городе теперь воспринимается как норма. Это алкоголь, разбой, проституция. Конечно, можно с этим поспорить, ведь полицейские, например, преследуют Виктора Багрова. Тем не менее, мы видим, как вся картина наполнена пороками большого города.
Другой лейтмотив – песня группы Сплин «Гни свою линию», которая звучит в сценах с младшим братом Данилой. Песня в первую очередь отражает характер героя – упрямство, настойчивость и «действия вопреки». Она играет, когда Данила находит труп своего товарища Константина Громова и решается пойти на месть. Или в сцене, где он с другим товарищем Ильёй готовит нападение на мафиози Белкина. Мотивы героя в песне при этом также дополняется одной фразой: «В этом мире больше нечего ловить».
Основополагающей частью второго фильма стоит считать взаимоотношения героев с Америкой. Можно очень долго разбирать судьбу каждого из них. Но можно рассмотреть лишь музыкальную составляющую и оценить связь всех с этим обществом. В песнях чётко прослеживается сюжет многих отношений. Через них можно проследить поэтапный, драматичный роман с Америкой.
Звучит песня Земфиры** «Я искала тебя», что прямо намекает на то, что происходило в 90-е, начало 2000-х. Многие русские люди, независимо от своих взглядов, смотрели на Запад и представляли его особым оплотом свободы и счастья. Хотелось узнать, как же там живётся. Вот герои попадают в «долгожданную» страну и в тексте словно подтверждаются их прошлые желания: «Годами долгими искала тебя, в журналах, в кино», а дальше констатируется, что «в день, когда нашла, с ума сошла» – что и происходит с Виктором. Момент поисков и вожделения – первый этап отношений с Америкой.
Второй – попытка добиться любви, достичь мечты и получить благосклонность своей «музы», Америки. Проявляется в песне Би-2 «Счастье моё, где ты?»: «И за тобой следом, где никогда не был». Описаны метания романтического героя, ухаживания и преследование пассии. Под эту мелодию и происходит основное погружение героев в американский быт.
Скрншот из второй части
Когда с персонажами происходит череда неблагоприятных событий, то тогда в отношения возникает вопрос: «Любишь или нет?», который задаётся в песне Агаты Кристи. После наступает синдром пост-влюблённости и звучит он в песне Океана Ельзи «Коли тебе нема» (т. е. «Когда тебя нет»). Герои ещё не забывают Америку полностью, но уже отстраняются от неё.
Кульминация происходит, когда пост-влюблённость сменяется жаждой мести за задетые чувства. Данила Багров поднимается в офис заказчика убийства Менниса. Иронично и немного пугающе звучит песня Агаты Кристи «Я не забуду о тебе».
Так герой обрывает свой роман с Америкой под Наутилус «Гудбай, Америка», улетая на самолёте на Родину. Название последней песни говорит само за себя. Также звучат строки вроде «Нас так долго учили любить твои запретные плоды» – символ принятия того, что роман был подделкой, навязанной чьим-то мнением.
Дополнительные смыслы: там такую музыку не слушают, она ненастоящая
Помимо основных композиций, любая мелодия или упоминание в фильме не просто так.
Также вся «лёгкая» музыка звучит в тех сценах, где происходят какие-то легкомысленные, безрассудные действия. В первом фильме самой узнаваемой сценой стала вечеринка с КЭТ, где играет мелодия группы E-rotic. В квартире персонажи выпивают, принимают наркотики и всё это сопровождается бессмысленной попсой, которая декламирует: «Max Don’t Have Sex With Your Ex».
Подобные действия, не наполненные смыслом, происходят в квартире Салтыковой во втором фильме – звучат её композиции. Или в ресторане, где Виктор выпивает с проститутками, звучит «Стюардесса по имени Жанна».
Алексей Балабанов щепетильно относился не только к сюжету и операторской работе. Огромную роль для него играла музыка, которая трактовала историю по-своему и была отдельным героем. Не зря «Брат» стал тем фильмом, к которому даже дополнительно был выпущен музыкальный сборник, который гармонично дополняет основной смысл картины.
*внесена Минюстом РФ в реестр иностранных агентов
* — признан Минюстом РФ иностранным агентом