Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Поэзия подъездов. О чём картины омички Алеси Аккерман? Поговорили о том, что вдохновляет на творчество.

Поэзия подъездов. О чём картины омички Алеси Аккерман?

Поговорили о том, что вдохновляет на творчество.
10 сентября 2025, 15:30
Репортаж

Поэзия подъездов. О чём картины омички Алеси Аккерман?
Фото: предоставлено Алесей Аккерман

Хмурые многоэтажки, усталые взгляды, бесконечная работа — такова жизнь многих людей. Но какими их видит художник? 24-летняя Алеся Аккерман — живописец, чьи картины рассказывают о мыслях и чувствах обычных людей.

Работы Алеси впервые появились на выставке в Доме художника в 2023 году. Тогда проходила четвёртая по счёту выставка «Молодёжка» (16+). По традиции в ней участвуют молодые художники, которые хотят показать свои таланты и умения. Её работы прошли отбор и сразу привлекли внимание зрителей. А одна из картин — «Чужой район» — даже получила шутливое прозвище «Гопник». Всё потому, что персонаж художницы присел на корточки.

«Написала я его ещё в 2022 году, пока училась в ВШНИ (Высшая школа народных искусств). Тогда работ у меня ещё было совсем мало», — делится Алеся Аккерман.

Портреты увлекли художницу не сразу. Поступала она на мастера по обработке кожи и меха. А с первых занятий по живописи у педагога Михаила Пешкина Алеся поняла, что именно через холст ей хотелось бы воплощать свои идеи.

Вдохновляют люди

С первой выставки и до сегодняшних дней формат изложения идей у художницы менялся. И она говорит о том, что сейчас он ей уже маловат. Но героями её картин неизменно остаются люди. Чаще всего это собирательный образ. Например, русская красавица в кокошнике с диптиха «На Ямайке балалаек нет». Вдохновлён образ песней группы «Комбинация». «Лирический герой» — так нежно отзывается о персонаже Алеся. И этот герой порой хочет уехать из страны, но затем решает остаться, потому что ценит свою культурную идентичность, символом которой является балалайка.

Вообще, в каждой картине Алеси есть место для знакомых всем нам символов. Подъезд, «живопись» на стенах, тусклый свет, олимпийка — все эти образы запечатлены на картине «Нужда». А парень — архетип, который, может быть, стал частью нас всех. Алеся говорит, что слышала, как некоторые зрители к этой картине относятся спорно, кому-то хочется видеть в галереях не «пацанчиков», а классическую живопись. Но, как поделилась художница, она и сама до конца не смогла осмыслить образ героя. Почему он повёрнут спиной? Почему в подъезде вместо окон тупик и тусклый свет фонаря? Оказалось, что на эти мысли её навели размышления зрителей.

А вот совсем недавно её вдохновил новый образ — пожилой мужчина. В этот раз это реальный персонаж, которого она каждое утро встречала в автобусе по пути на работу.

«Он очень грустный, очень усталый. А сидел так, как будто бы понял жизнь — и опять на работу…» — рассказывает Алеся Аккерман.

Немного рефлексии

Самая новая и пока что самая большая картина художницы посвящена российскому поэту Борису Рыжему в диптихе «Смерть не стоит того, чтобы жить». Его творчество пришлось на конец 90-х и начало нулевых. «Его не стало потому, что он не вынес тягот этого мира», — рассказывает Алеся Аккерман.

Она делится, что мрачная эстетика ей близка. Ореол загадочности, вопросы смерти и жизни — темы, на которые размышляет художница. Как и многие, ещё в подростковом возрасте она задавалась вопросом: «А что будет после?». Поэт тоже много размышлял на эти темы. Так и появилась концепция картины — многоэтажные дома на фоне стали частью идентичности постсоветского героя. А цвета на картине, красные и зелёные, передают тревогу.

Самокритика — двигатель прогресса

Уже в этом году её свежие работы отправились на межрегиональную выставку «Аз.Арт.Сибирь» (16+) в Барнаул. Считается, что участие в ней — показатель роста художника, ведь отбор туда строгий. Этим же летом в Доме художника её наградили дипломом за работу на «Молодёжной выставке в молодёжной столице» (16+). Но, говорит Алеся, к своему творчеству она относится с определённой долей критики.

«Если кому-то нравится, то мне — нет», — делится Алеся. Говорит, что ей сильно импонирует творчество омских живописцев Георгия Кичигина и Сергея Лисицы: «И по смыслам, и по техникам, и по мастерству».

Сейчас же художница продолжает совершенствовать свои навыки — недавно поступила в ОмГПУ по направлению «Изобразительное и прикладное искусство».

Материал впервые был опубликован в газете «Ваш Ореол».

Автор: Арина Барсукова. Фото: Алеся Аккерман.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter