Сюжет прямолинеен и прост. Участники космической экспедиции, попав в сильнейшую пылевую бурю, вынуждены срочно эвакуироваться с Марса. Они оставляют разбитый «лагерь» — жилой модуль с оборудованием и запасом провизии на один месяц — и одного из членов экипажа, Марка Уотни, предположительно мертвого. Когда последний очнется, перед ним откроются мрачноватая перспектива выживания на безлюдной планете в одиночку и выбор: удариться в панику или попытаться наладить жизнь с тем, что бог послал. Дальше происходящее на экране со скрупулезной дотошностью будет описывать тонкости организации быта в марсианской пустыне. Пока герой разводит картофельный огород на гидропонике, добывает воду из водорода и слушает диско, проклиная своих коллег за ужасный музыкальный вкус, в НАСА обнаруживают, что он жив, и начинают готовить спасательную миссию. Жизнерадостные сцены с застрявшим в инопланетных песках героем — самая оптимистичная часть фильма. Марк держится молодцом, ни на минуту не падая духом. Паника остается на долю коллег из Центра управления полетами, которые должны спасти астронавта и попутно замять скандал. Уютные картинки с Марса в красно-коричневой гамме перемежаются сине-серыми кадрами с Земли. Пустая планета на экране выглядит не так уж и уныло.
|
---|
Популярная в современных фильмах сине-оранжевая гамма в «Марсианине» достигает предела, иллюстрируя контраст между двумя мирами. |
В основу сценария фильма лег научно-фантастический роман Энди Уира, интересовавший первоначально разве что нескольких гиков, но внезапно снискавший массовую популярность. Уир, вдохновляясь миссией «Аполлона-13», предположил, как будут развиваться события, если отправить экспедицию на Марс. В итоге книга о невольном колонизаторе красной планеты привлекла внимание предприимчивых ребят из «20 век Фокс», а в режиссерском кресле оказался небезызвестный Ридли Скотт. Создатель киновселенной «Чужого» прославился масштабными постановками фантастики, которые рисовали будущее в мрачных тонах — как и полагалось на волне всеобщего увлечения постапокалиптикой. Однако в «Марсианине» ничто не напоминает о зловещих антиутопиях с печальными прогнозами человечеству. Вместо инопланетных монстров — подробное пособие по обустройству хозяйства на чужой планете. Безотчетный страх перед непознаваемым уступает место рациональной и позитивной, поданной с изрядной долей юмора истории о силе духа, несгибаемой воле и торжестве разума, в конце концов.
|
---|
Из-за низкого атмосферного давления на Марсе самая сильная буря не способна причинить ущерб. В фильме допустили сознательную неточность, чтобы оправдать сюжетный ход. |
Говоря о «Марсианине», не удастся избежать сравнений с другими космическими хитами. По иронии, исполнителя главной роли Мэтта Дэймона уже однажды забывали в космосе («Интерстеллар»). Здесь, чтобы выжить, приходится задвинуть философскую рефлексию на задний план. Прагматичный фильм Ридли Скотта лишен пафоса и лиричности «Гравитации», а многослойным нолановским конструкциям противопоставляет прямолинейную историю, без тягостных раздумий о судьбах человечества и моральных дилемм на каждом шагу. Простой сюжет о парне на чужой планете ставит другие вопросы: как вырастить картофель на почве из собственных экскрементов или соорудить обогреватель с помощью подручных материалов. Задачи, в общем-то, из разряда научно-познавательных видео на YouTube. Утилитарно разбираются даже с фигуркой Христа — она оказывается единственной неогнеупорной вещью в арсенале. Действие стремится выглядеть правдоподобным в самых фантастических деталях, быть научной фантастикой с ударением на первом слове. Поэтому оставляющая за бортом любые намеки на метафизику картина воспринимается отчасти как добротная пропаганда знаний и космических полетов.
|
---|
«Спасение рядового Райана», «Интерстеллар», «Марсианин» — в интернете шутят, что на спасение Мэтта Деймона Америка тратит слишком много денег. |
Однако лишая фильм рефлексии, из него вычищают и психологическую глубину. «Марсианин» — это космическая робинзонада с налетом соцреализма. Экстремальные условия только придают драйва, и так, с шуткой и прибауткой, герои умудряются не испытывать внутренних конфликтов и глубоких потрясений. Пару раз нецензурно бранятся и роняют пару скупых слез — в тех ситуациях, которые при другом подходе и другим режиссером могли бы развернуться в экзистенциальные драмы. Но индивидуальности персонажей не попадают в фокус этой истории. Перед нами команда, все помыслы членов которой устремлены к одной цели. Ее слаженная работа и есть основное содержание фильма. О гнетущем космическом одиночестве речи не идет: главный герой на пустынной планете не умолкает ни на минуту. В окружении камер он бодро документирует все происходящее, устанавливая контакт с виртуальным зрителем. Может быть, не так и плохо оказаться в безлюдной пустыне, если у вас есть хотя бы твиттер.
|
---|
На помощь американской миссии приходят китайские коллеги. Многих беспокоит, не значит ли это, что Россия теряет статус космической державы. |
И все же эта довольно ровная драма наполнена трогательным идеализмом, свойственным американскому кино. Несколько наивная риторика оборачивается коллективной мечтой о космосе, который может стать ближе благодаря науке и гуманизму. Образовательная и развлекательная цели сливаются, превращая блокбастер в познавательное видео, пропагандирующее прогресс. Некоторых, правда, задевает, что в фильме совершенно проигнорирована космическая роль России. Американцы рекламируют НАСА? Так что же — ждем ответ Роскосмоса.
|
---|
Текст: Екатерина Чаплинская |