om1.ru
Марсианин: пособие по выживанию на чужой планете На большие экраны вышел один из самых обсуждаемых фильмов осени – поставленный по одноименному бестселлеру «Марсианин» Ридли Скотта. История космического Робинзона Крузо, забытого на необитаемой планете, меньше всего похожа на мрачные антиутопии об одиночестве человека во Вселенной. Здесь речь идет скорее не о космосе, а о силе духа и герое, подчиняющем недружелюбную среду.

Марсианин: пособие по выживанию на чужой планете

На большие экраны вышел один из самых обсуждаемых фильмов осени – поставленный по одноименному бестселлеру «Марсианин» Ридли Скотта. История космического Робинзона Крузо, забытого на необитаемой планете, меньше всего похожа на мрачные антиутопии об одиночестве человека во Вселенной. Здесь речь идет скорее не о космосе, а о силе духа и герое, подчиняющем недружелюбную среду.
Марсианин: [пособие по выживанию на чужой планете]
9 октября 2015, 19:00
рецензия

Сюжет прямолинеен и прост. Участники космической экспедиции, попав в сильнейшую пылевую бурю, вынуждены срочно эвакуироваться с Марса. Они оставляют разбитый «лагерь» — жилой модуль с оборудованием и запасом провизии на один месяц — и одного из членов экипажа, Марка Уотни, предположительно мертвого. Когда последний очнется, перед ним откроются мрачноватая перспектива выживания на безлюдной планете в одиночку и выбор: удариться в панику или попытаться наладить жизнь с тем, что бог послал. Дальше происходящее на экране со скрупулезной дотошностью будет описывать тонкости организации быта в марсианской пустыне. Пока герой разводит картофельный огород на гидропонике, добывает воду из водорода и слушает диско, проклиная своих коллег за ужасный музыкальный вкус, в НАСА обнаруживают, что он жив, и начинают готовить спасательную миссию. Жизнерадостные сцены с застрявшим в инопланетных песках героем — самая оптимистичная часть фильма. Марк держится молодцом, ни на минуту не падая духом. Паника остается на долю коллег из Центра управления полетами, которые должны спасти астронавта и попутно замять скандал. Уютные картинки с Марса в красно-коричневой гамме перемежаются сине-серыми кадрами с Земли. Пустая планета на экране выглядит не так уж и уныло.

Популярная в современных фильмах сине-оранжевая гамма в «Марсианине» достигает предела, иллюстрируя контраст между двумя мирами.

В основу сценария фильма лег научно-фантастический роман Энди Уира, интересовавший первоначально разве что нескольких гиков, но внезапно снискавший массовую популярность. Уир, вдохновляясь миссией «Аполлона-13», предположил, как будут развиваться события, если отправить экспедицию на Марс. В итоге книга о невольном колонизаторе красной планеты привлекла внимание предприимчивых ребят из «20 век Фокс», а в режиссерском кресле оказался небезызвестный Ридли Скотт. Создатель киновселенной «Чужого» прославился масштабными постановками фантастики, которые рисовали будущее в мрачных тонах — как и полагалось на волне всеобщего увлечения постапокалиптикой. Однако в «Марсианине» ничто не напоминает о зловещих антиутопиях с печальными прогнозами человечеству. Вместо инопланетных монстров — подробное пособие по обустройству хозяйства на чужой планете. Безотчетный страх перед непознаваемым уступает место рациональной и позитивной, поданной с изрядной долей юмора истории о силе духа, несгибаемой воле и торжестве разума, в конце концов.

Из-за низкого атмосферного давления на Марсе самая сильная буря не способна причинить ущерб. В фильме допустили сознательную неточность, чтобы оправдать сюжетный ход.

Говоря о «Марсианине», не удастся избежать сравнений с другими космическими хитами. По иронии, исполнителя главной роли Мэтта Дэймона уже однажды забывали в космосе («Интерстеллар»). Здесь, чтобы выжить, приходится задвинуть философскую рефлексию на задний план. Прагматичный фильм Ридли Скотта лишен пафоса и лиричности «Гравитации», а многослойным нолановским конструкциям противопоставляет прямолинейную историю, без тягостных раздумий о судьбах человечества и моральных дилемм на каждом шагу. Простой сюжет о парне на чужой планете ставит другие вопросы: как вырастить картофель на почве из собственных экскрементов или соорудить обогреватель с помощью подручных материалов. Задачи, в общем-то, из разряда научно-познавательных видео на YouTube. Утилитарно разбираются даже с фигуркой Христа — она оказывается единственной неогнеупорной вещью в арсенале. Действие стремится выглядеть правдоподобным в самых фантастических деталях, быть научной фантастикой с ударением на первом слове. Поэтому оставляющая за бортом любые намеки на метафизику картина воспринимается отчасти как добротная пропаганда знаний и космических полетов.

«Спасение рядового Райана», «Интерстеллар», «Марсианин» — в интернете шутят, что на спасение Мэтта Деймона Америка тратит слишком много денег.

Однако лишая фильм рефлексии, из него вычищают и психологическую глубину. «Марсианин» — это космическая робинзонада с налетом соцреализма. Экстремальные условия только придают драйва, и так, с шуткой и прибауткой, герои умудряются не испытывать внутренних конфликтов и глубоких потрясений. Пару раз нецензурно бранятся и роняют пару скупых слез — в тех ситуациях, которые при другом подходе и другим режиссером могли бы развернуться в экзистенциальные драмы. Но индивидуальности персонажей не попадают в фокус этой истории. Перед нами команда, все помыслы членов которой устремлены к одной цели. Ее слаженная работа и есть основное содержание фильма. О гнетущем космическом одиночестве речи не идет: главный герой на пустынной планете не умолкает ни на минуту. В окружении камер он бодро документирует все происходящее, устанавливая контакт с виртуальным зрителем. Может быть, не так и плохо оказаться в безлюдной пустыне, если у вас есть хотя бы твиттер.

На помощь американской миссии приходят китайские коллеги. Многих беспокоит, не значит ли это, что Россия теряет статус космической державы.

И все же эта довольно ровная драма наполнена трогательным идеализмом, свойственным американскому кино. Несколько наивная риторика оборачивается коллективной мечтой о космосе, который может стать ближе благодаря науке и гуманизму. Образовательная и развлекательная цели сливаются, превращая блокбастер в познавательное видео, пропагандирующее прогресс. Некоторых, правда, задевает, что в фильме совершенно проигнорирована космическая роль России. Американцы рекламируют НАСА? Так что же — ждем ответ Роскосмоса.

Текст: Екатерина Чаплинская

Фото: www.kinopoisk.ru

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter