"Легенда №17": кино о настоящих людях

Фильм-биография о легендарном советском человеке, компании «Россия» и «ТТТ», режиссер «Волкодава» - все компоненты грядущей премьеры не внушали доверия.

После фильма о нелепом человеке в резиновой маске, якобы Высоцком, от словосочетания «русский байопик» возникало естественное отторжение. Но «Легенда №17» получилась замечательной картиной, даже лучшей в отечественном массовом кино за последние лет пять точно.

Первое – в картине запредельного уровня актерская игра. Создатели решили не гнаться за «похож-не похож» и лепить убогие спецэффекты поверх резиновых масок, а сделали ставку на внутреннюю составляющую похожести. И не промахнулись.

Меньшиков, который здесь сыграл свою лучшую роль со времен, пожалуй, «Сибирского цирюльника», точно попадает в роль фанатичного преданного хоккею человека, готового ради результата измотать до смерти и себя, и подопечных. Козловский, исполнивший на сегодняшний свою самую крупную, харизматичную роль (была еще и «Мишень», где он великолепен, но «Мишень» изначально кино не массовое) и ни разу не давший фальшивой эмоции.

В «Легенде» удивительны и актеры второго, третьего планов – Щербаков с папироской в зубах, Усатова в роли мощной врачихи, остальные хоккеисты. Весь состав подобран с умом, в результате чего зритель видит перед собой отличный актерский ансамбль. Пожалуй, лишь канадская команда вышла чересчур уж карикатурной, но фильм все же - не документальная послематчевая сводка.

Операторская работа в «Легенде» крепкая, без каких – либо феноменальных решений, что, в общем-то, в рамках мейнстрима не так существенно. Хотя и тут реализуется неплохая идея – разные периоды жизни Харламова сняты на разного качества камеры и пленки (от худшей к лучшей)

Самое главное, что может вызвать недовольство – это крайне вольная интерпретация событий из жизни великого хоккеиста. На протяжении развития сюжета что-то случается гораздо раньше, чем это было в жизни, что- то гораздо позже. Однако, фильм художественный, а не документальный, и режиссер все же должен иметь право на некую свободу. Отдельно необходимо сказать и о юморе. По фильму раскиданы действительно неплохие шутки, что для российских лент еще большая редкость, чем достойная актерская игра.

Самое главное, что в «Легенде №17» есть герои. Это не какие-то картонные качки, способные уничтожить тысячи злодеев, а простые люди, стремящиеся к своим целям и прилагающие для этого все силы. Конечно, необходимо показывать эту картину еще и подрастающему поколению, так как она, кажется, может иметь хороший воспитательный эффект.

Текст: Александр Джурко