Весь Достоевский в одном спектакле: в Омске завершился фестиваль «Золотая маска»

На последнем показе омичи смогли увидеть постановку легендарного Льва Додина.

Репетиции спектакля «Братья Карамазовы» шли четыре года. За это время артисты несколько раз менялись ролями. Так, Елизавета Боярская сначала была Грушенькой, предметом вожделения Фёдора Павловича Карамазова и его старшего сына Дмитрия, затем стала Катериной Ивановной — невестой Дмитрия. Впрочем, эта фигура также оказалась ключевой в его судьбе.

Катерина Ивановна Верховцева (Елезавета Боярская), Дмитрий Фёдорович Карамазов (Игорь Черневич), Алексей Фёдорович Карамазов (Евгений Санников)

Главных героинь этого произведения обычно воспринимают как противоположности: развратная и порывистая, нравственная и строгая, но, если внимательно вчитаться в текст, приходит понимание, что они похожи. Грушенька становится содержанкой после того, как в 17 лет её обманул и впоследствии бросил красавец поляк. Но и дочь генерала Катерина Ивановна была готова ради спасения своего отца «жертвовать собою», и только счастливый случай и Дмитрий Карамазов позволили избежать ей такой судьбы.

Аграфена Александровна Светлова (Екатерина Тарасова)

Елизавета Боярская (Катерина Ивановна Верховцева):

— В нашем спектакле не имеет значения, кто какие роли играет. Даже можно, чтобы девушки играли мужские роли, а мальчики — женские, потому что все вместе это создавали, рождали, мучались вместе и столько всего попробовали. Персонажей было больше, мы сыграли весь роман, он постепенно сконцентрировался, и вышел трехчасовой спектакль. Если сегодня Лев Абрамович попросит нас поменяться с Екатериной Тарасовой (Грушенька), то это может быть — мы все взаимосвязаны и наши роли не могут друг без друга существовать. К спектаклю мы готовились четыре года. За это время можно десять раз прочитать сам роман, всю сопутствующую литературу и самого Достоевского, разборы, этюды, подходы к персонажам с самых разных сторон и так далее. Это долгое, я бы сказала, мучительное погружение, и мы прошли все этапы от тупиков до каких-то ярких открытий. Это движение продолжается, путь очень длинный, и если речь идет о таком сложном авторе, как Достоевский, результата достичь очень сложно. Есть процесс, есть путь, и мы продолжаем по нему двигаться.

Лев Додин не просто поставил спектакль по мотивам «Братьев Карамазовых», но написал пьесу, куда включил фразы и цитаты из других произведений писателя, поэтому Алексей Карамазов может говорить, как князь Мышкин из «Идиота», а Грушенька вдруг становится Настасьей Филипповной. Это очень непривычно, особенно для тех, кто хорошо знает тексты Достоевского, но затем начинаешь понимать внутреннее сходство персонажей различных романов.

Евгений Санников (Алексей Фёдорович Карамазов):

— Достоевский задумал написать «Историю великого грешника», и «Братья Карамазовы» --это первая ее часть. Он планировал, что Алексей пойдет дальше и будет испытывать новые жизненные перипетии. В этом разрезе Алеша — главный герой, а здесь он еще только получает свои намерения в этом мире. Во второй и третьей части он бы уже расцвел во всей красе, но мы подумали, и он «расцвел» в нашем спектакле уже сейчас. В нашей трактовке Алексей вбирает в себя все линии братьев, своего отца, женщин, и нетолько — взяты даже тексты из «Идиота». Поэтому он мне кажется шире, объемнее и сложнее, чем на страницах самого романа. В каждом из нас сидит и Митя, и Алёша, и отец, и Катя, и Груша. Это мы. Потому что, если посмотреть на события, которые происходят вокруг нас, страшные и непростые, это те же «Братья Карамазовы». Достоевский пишет о нас на самом деле — о людях вне времени, так как, на мой взгляд, человек не меняется. Его герои всегда будут вне времени и пространства.


Очень необычны и сценические решения режиссёра. По сути, декорацией служит чёрная сцена, здесь всё решает свет. Луч прожектора идёт по кругу, по очереди освещая героев, и вдруг совершенно неожиданно ослепляюще-ярко направляется в зрительный зал.

Олег Рязанцев (Павел Фёдорович Смердяков):

— Хочется сказать, что эта история не совсем про братьев Карамазовых. Это история про нас с вами, потому что в каждом из нас сидит и Митя, и Алеша, и отец Карамазов, и Смердяков. Это мы, потому что события, которые происходят вокруг нас — тоже страшные и непростые. Мы — это те же братья Карамазовы, только в другой ситуации. Достоевский пишет о нас, о людях, вне времени и пространства. Человек как таковой не меняется — мы изобретаем какие-то вещи, но суть человека — можно назвать ее греховной или святой — та же, она не изменится никогда.

Все знаменитые вопросы Достоевского: «Кто я — тварь дрожащая или право имею?», « Кто не желал смерти отца своего?», «Если Бога нет, то всё дозволено?» — получается, адресованы зрителю, и ответить на них очень и очень трудно.


Лев Додин, режиссёр, художественный руководитель санкт-петербургского академического Малого драматического театра:

— Очень нескоро произошла премьера спектакля, потому что мы сначала начали своего рода познавательную работу с молодой компанией артистов. Они очень хотели погрузиться во что-нибудь очень сложное со мной. Они составили список из 200 произведений — там была и русская классика, и западная. На первом месте у них были «Братья Карамазовы», и мы начали погружаться в эту историю.

Все участники пробовали разные роли или даже несколько ролей…Как бы хорошо ты не знал артиста, какие бы ни были представления о персонаже, о человеке, созданном драматургом, писателем, все равно, в процессе погружения, проб, обязательно должны возникать и к счастью очень часто возникают, неожиданности. При этом какой-то артист, очень хороший, может репетировать Гамлета и в определенной компании артистов он — Гамлет, а в какой-то другой он уже оказывается Лаэртом. Все очень изменчиво. Постепенно компания артистов стала совсем небольшой и хочется понять точнее, кто в этой истории, действительно, Алеша, а кто, действительно, Иван. Тем более, они очень едины. По сути — это один очень большой разветвленный персонаж. Действительно ищешь и иногда находишь совершенно неожиданные повороты.

У Достоевского есть параллельные мотивы, продолжающиеся мотивы, и ты имеешь право что-то с чем-то связать. Когда погружаешься в того или иного автора, то хочется погрузиться не только в определённый роман, отдельный сюжет или сцену, а в целом в творчество писателя. Сам Достоевский говорил, что его романы абсолютно не годятся для инсценировок. Его диалоги не бытовые, его места действий не бытовые места действий. Поэтому важно было найти внутреннюю драматургию, а не внешнюю инсценировочную. Какие вопросы он задавал, что он искал, о чём он думал? Вот что пытаешься постичь.

Дарья Федосеева
главный редактор газеты «Ва-банкЪ» в Омске
9 июня 2021, 15:00