«Хоббит»: затерявшийся между «туда» и «обратно»

19 декабря в России начался прокат фильма Питера Джексона «Хоббит: Нежданное путешествие», приквела к кинотрилогии «Властелин колец». Всего за две недели показа в России картина успела собрать более 500 млн. рублей кассы. Редакция Om1.ru отправилась в путешествие вместе с Бильбо Бэггинсом, главным героем истории о храбром хоббите.

Много воды утекло со времён первого «Аватара»…
По мере того как 3D триумфально шествует по мировому кинематографу, картины становятся всё зрелищнее, красочнее, реалистичнее, экзотичнее. Сегодняшний зритель уже изрядно прикипел к стереоочкам, и бывает очень трудно заставить его зайти на сеанс какого-нибудь интеллектуального и совсем неинтересного 2D-кино.
Из вида искусства художественный фильм постепенно превращается в сугубо развлекательный продукт. Взять хоть недавний «Cirque Du Soleil» мирового мэтра 3D-кинематографа Дж. Кэмерона, или две части «Путешествия», снятые по мотивам книг Жюля Верна, или другие подобные ленты. Все это не киноработы в строгом смысле слова. Это скорее захватывающие аттракционы, интерактивные стереокартинки. Красочная, прекрасно санимированная трёхмерная вселенная - самоцель таких продуктов. Игре актёров, работе сценаристов, композиторов и другим киносоставляющим здесь уже не нужно уделять много внимания. То, что старшее поколение кинозрителей привыкло ценить в фильмах, теперь подаётся лишь в качестве бесплатного гарнира к основному блюду.

Новый «Хоббит» - типичный продукт современной киноиндустрии, которая спешит навстречу новым возможностям, но пока ещё не рискует раз и навсегда порвать с прошлым. Захватывающие спецэффекты, компьютерная графика, красиво воссозданные горные и долинные панорамы и всё это с применением новейшего 48-кадрового 3D смотрится поистине впечатляюще. Детально прорисованные сказочные персонажи и реалистичная анимация не оставят равнодушным любого неискушённого кинолюбителя. Все от мала до велика смогут полностью погрузиться в волшебное путешествие героев кинофильма и сопереживать всему, что происходит на экране. Но между тем, продвинутых киноманов и фанатов знаменитой эпопеи о Кольце Всевластья в её киношной и книжной версиях фильм всё-таки больше разочарует, чем осчастливит. И вот почему.

С первого взгляда кажется, что в «Хоббите» от его литературного прототипа - повести Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно» - осталось очень мало. Сюжет вроде бы и соблюдён, ничего чужеродного в приключения Бильбо Бэггинса из Шира режиссёр не привнёс. Однако, как только мы вспоминаем о грандиозном плане киноделов растянуть 200-страничную сказку Толкиена на три гигантских трёхчасовых части, в голову сразу прокрадывается сомнение: что-то тут нечисто…

На самом же деле всё предельно понятно. Картину просто слишком щедро приправили развлекательным элементом, из-за чего и путешествие компании хоббита, волшебника и тринадцати гномов стало таким долгим и зритель, не падкий на визуальные излишества, начал зевать примерно к середине фильма. Головокружительные полёты на орлах, сокрушительная битва каменных великанов в горах, картина гибнущего гномьего царства под натиском драконьего пламени - всё это впечатляет. Но несёт ли смысловую нагрузку? Вряд ли.

Эти и другие элементы 3D-аттрационов, добавленные создателями «Хоббита» в сюжет, не только заставляют скучать людей, пришедших ради самой истории, но и отвлекают внимание от подробностей, от подлинно толкиеновского в фильме. И хотя, скажем, реплика Сарумана о том, что волшебник Радагаст злоупотребляет галлюциногенными грибами, явно не из арсенала английского классика фэнтези, книжное содержание в «Хоббите» нашло своё непосредственное отражение.

Мы узнаём о причинах многолетней вражды между гномами и эльфами, отголоски которой дадут о себе знать уже потом, во «Властелине колец». Мы услышим подлинный фольклор народов Средиземья - песни и героические сказания о прошлом, которых очень много в книгах. Мы узнаем, откуда взялся волшебный клинок Бильбо Бэггинса (Мартин Фриман), который затем перейдёт по наследству к Фродо, и станем свидетелями того, как завязалась долгая и трудная история о кольце тёмного властелина Саурона.

Буквально каждый предмет, каждый поступок и магический жест в «Хоббите», по замыслу режиссёра, имеет свою родословную и является отголоском предыдущей киноэпопеи, но… Мы были не готовы к тому, что всё это будет настолько разбавлено ненужной 3D-бутафорией.

Девять часов киношного времени, на которые рассчитан весь трёхчастный «Хоббит» Питера Джексона, нужно чем-то заполнять. И одних трёхмерных фокусов, видимо, показалось маловато. Пришлось, как это ни прискорбно, выдумывать и собственные сюжетные элементы. В частности, совета в Ривенделле, на котором присутствовали уже знакомые зрителям киносаги леди Галадриэль (Кейт Бланшетт), волшебник Саруман (Кристофер Ли) и эльфийский владыка Элронд (Хьюго Уивинг), в литературном «Хоббите» не было. Ну а несчастный, оклеветанный Радагаст (Сильвестер МакКой) у Толкиена вообще персонаж крайне эпизодический, даже «закадровый»: в книге о нём есть всего одна фраза.

Не совсем к месту было и своеобразное предисловие к истории, в котором зритель снова повстречался с престарелым Бильбо (Иэн Холм) и изрядно повзрослевшим со времен «Властелина» Илайджей Вудом. Непонятно, способ ли это ввести в курс дела непосвящённых, или очередная разбавка экранного времени.

В общем и целом, современные тенденции к привнесению развлекательности в кино «Хоббиту» на пользу не пошли. Там переборщили, здесь недотянули - в итоге получилось нечто среднее между диким успехом и полным провалом.

Прибыль «Хоббит: Нежданное путешествие» своим создателям приносит - это очевидно. Но вот станет ли он таким же фильмом на века, каким стали три «Властелина колец» - неизвестно. И если учесть, что почти вся литературная составляющая - содержание фильма - уже исчерпана в первой части новой трилогии, то мы не склонны делать оптимистических прогнозов.

Текст: Константин Попов