Омский кинематограф: миф или реальность?

Еще несколько лет назад они робко брались за короткометражки, а сегодня уже претендуют на полный метр. Но несмотря на явный прогресс в развитии, омские режиссеры в большинстве своем до сих пор расценивают свое творчество как самодеятельность. Мы постарались выяснить существует ли кинематограф в Омске.

В киноцентре «Галактика» прошел показ короткометражек Бориса Гуца. Молодой режиссер снимает фильмы «не для всех» — иногда хочется закрыть глаза, иногда уши. Он шокирует и эпатирует. Сам про себя Гуц говорит: «Я добрый и безобидный, а в свои работы выплескиваю все темное, что есть во мне». За неполных 34 года он успел поработать режиссером программ утреннего эфира на омском телевидении, увлечься кинематографом и уехать жить в Москву. На вопрос «Почему не остался в Омске?» он отвечает просто:

— Потому что Высшие курсы сценаристов и режиссеров проходят в Москве, а не в Омске.

Но это не единственная причина, почему режиссер решил покинуть Омск. Слаборазвитая индустрии кино в родном городе — вот с чем не мог смириться начинающий кинематографист.

— В столице, — признается Борис Гуц, — гораздо проще найти инвестора для воплощения своей идеи. К тому же там мне больше нравятся локации, то есть места для съемок. Кроме этого сложно было бы убедить оператора и актеров, с которыми я снимаю в Москве и которые меня во всем устраивают, перебраться в Омск. Это было бы очень дорого.

Знакомая всем московская киностудия. Фото: tiesraides.lv.

Неужели в городе на Иртыше нет ни малейшей возможности для самореализации в кино? Оказывается, не все так грустно и уныло. В Омске есть режиссеры, которые вполне комфортно себя чувствуют на родине и находят простор для творчества в Сибири. Более того, у нас даже есть своя Школа кино «GSS». Всего за три месяца здесь можно овладеть азами актерского мастерства, режиссуры, освоить кинокамеру, писать сценарии, научиться гримировать актеров перед съемкой. Школу открыли местные энтузиасты — режиссер Максим Дьячук и его супруга Дина Грин. Интересно, но оба они, занимаясь столь специфическим для Омска делом, и не думают уезжать в Москву или за границу.

— Мы не зависим от чьих-то денег и сроков, — говорит Дина Грин. — Сибирь — идеальное место для творчества, размеренного наслаждения процессом. Мы свободные, дышим полной грудью, творим. Изысканный деликатес для гурманов. Спасибо! Ничего не надо. Перспективы — они внутри нас. Местоположение кинотворца, несомненно, накладывает некий отпечаток на его конечный продукт, но принципиальным постулатом в развитии не является.

В режиссерском портфолио Максима Дьячука несколько полнометражных фильмов: «Споры», «Безмолвие космоса», «Алтайский тупик». Две последних работы еще не смонтированы, но завершение этих проектов лишь дело времени. О каком отпечатке на конечном продукте говорит Дина и что общего у всех фильмов омского производства? По каким-то необъяснимым причинам почти все картины режиссеров из Омска либо сняты в жанре фантастики, либо имеют предельно мрачную атмосферу. Борис Гуц эпатирует публику насилием на экране, Максим Дьячук показывает ужасных инопланетных существ, другой омский режиссер Денис Павленко, известный по фильму «Проект: Антропоморф», погружает в атмосферу безысходности, его героев опять-таки преследуют и норовят убить неведомые чудища.

Постер к фильму «Проект: Антропоморф». Фото: okino.ua.

Тяга к эпатажу, вымышленный мир — по всем признакам наш кинематограф находится в переходном возрасте. Сколько времени уйдет на то, чтобы он получил свой «аттестат зрелости» остается тайной, но то, что омская синема уже далеко не миф, можно сказать с полной уверенностью.

Виктор Ставицкий, киновед, доцент кафедры режиссуры ОмГУ имени Федора Достоевского:

— В нашем городе пока нет киностудии, где можно воспитывать будущих кинематографистов. У нас есть нормальный набор телекомпаний, по-разному обслуживающих то власть, то деньги… Но на экранах почему-то не отображается культурная жизнь региона. На базе тех же телеканалов у нас может создаваться документальное кино — но его не делают.

Мария Бурцева, специалист отдела кино-досуговой деятельности департамента культуры Администрации города Омска:

— Ежегодно в Омске проходит сразу несколько кинофестивалей, которые интересны разным категориям зрителей. Ведущие режиссеры-документалисты и мастера игрового кино проводят в вузах и киноцентрах города творческие встречи и мастер-классы. Такие масштабные кинофорумы способствуют развитию высокого художественного и эстетического вкуса омичей и дают импульс талантливым кинематографическим кадрам в Омске.

Марина Александрова

Текст опубликован в газете «Ва-Банкъ» №35 от 1 сентября 2014 года