Открытие состоится 21 декабря, но нам разрешили заглянуть в залы и поближе познакомиться с экспонатами.
Омичи смогут увидеть шесть стульев, два полукресла и диван, сделанные руками братьев Гамбс. Они были поставщиками императорского двора. Поэтому научные сотрудники сомневаются в том, что мадам Петухова могла быть обладательницей 12 стульев работы этих мастеров.
— По сюжету книги «12 стульев» у мадам Петуховой был как раз гарнитур работы братьев Гамбс. Хотя они были поставщиками императорского дворца и массово не выполняли мебель. Ей подражали, но это все же были изделия не из мастерской Гамбсов. Сейчас на антикварном рынке вы нигде не встретите мебель их работы. Она есть только в музеях. И, кстати, Гамбс прославились не мягкой мебелью, а секретерами и буфетами с различными потаенными шкафчиками. Некоторые не открыты до сих пор.
Две фарфоровые статуэтки «Свадебный танец товарища Бендера и мадам Грицацуевой» и «Эллочка на стуле» специально для выставки сделала культовый художник Гала Соркина. Сейчас она живёт в Бостоне. Отправить ценный груз доверили «Почте России».
— Гала Соркина — художник Дулевского фарфорового завода. Это непревзойденный мастер тонкой росписи, хотя обычно мы ее знаем как скульптора. Сейчас она живет и работает в Бостоне. Впервые мы увидели ее работы в альбоме, который вышел в 2009 году. С тех пор мы мечтали о них. И вот, эта выставка дала мне возможность обратиться к ней с просьбой, предоставить эти работы для выставки.
Воссоздать атмосферу дворца без картин невозможно. Раньше их рисовали на заказ, специально для парадных залов и спален. Зачастую живопись развешивали в четыре ряда, чтобы поместить всю коллекцию. На выставке представят картины из собрания великих князей, в том числе Юсуповых.
— Надо помнить, что живопись, наверное, ценилась больше всех видов искусства. Фарфор, керамика, мебель, все это имеет чисто прикладное значение, то картины — это предмет роскоши. Мы представляем несколько крупных разделов, связанных с именами Николая Борисовича Юсупова, который формировал коллекции Эрмитажа. У нас в музее оказалась очень хорошая часть его коллекции.
|
---|
На обороте картин из собрания Юсупова можно заметить буквы ХК (художественная коллекция) |
А эта картина из коллекции Великого князя Михаила Николаевича, сына императора Николая I. Раньше она украшала Ново-Михайловский дворец.
Все стены были просто увешаны охотничьими трофеями и картинами со сценами охоты. Великий князь был заядлым охотником. Большинство полотен настолько велики по размеру, что даже в музейных залах им не всегда находится место. Так, эта работа Карла Фридриха Дейкера долгое время хранилась в запасниках музея, но скоро она выйдет в свет.
Зрители увидят работы и Жана-Батиста Греза.
— Его произведения находились в императорской коллекции. С произведениями Греза существует такая проблема, так как он был очень популярен и много писал, сложно определить его ли эта работа или его учеников или подражателей. Но так как наши картины из коллекции Юсупова, то этот факт дает уверенность, что это именно его работы.
Этот шкаф работы Буше никогда не служил для складирования вещей. Здесь могли храниться небольшие предметы. Постельное бельё размещалось у горничных. В комнатах мебель играла декоративную роль. А вот нижняя полочка, скорее всего, была вполне практичной — здесь мог стоять ночной горшок.
Куратор проекта Иван Гольский решил предоставить зрителям возможность увидеть, в каком состоянии попадают в музей большинство экспонатов. Это кресло было сделано в конце XIX — начале XX века. По большей вероятности, оно могло стоять в квартире зажиточного буржуа. Грифоны и вензеля сохранились, а вот ткань до наших дней не дожила.
Оформителем выставки стал концептуальный омский художник Дамир Муратов. Цитаты из произведения уже украшают специальные места, где посетители смогут сделать селфи. А возле них поставят современные стулья. Их не только разрешается трогать руками, но даже тщательно ощупывать. Ведь под обивкой могут быть сокровища. Какие именно, расскажут только на выставке.
Хранитель музея им. Врубеля Игорь Глазов практически повторил дело Остапа Бендера, только сделал это не ради бриллиантов или спортивного интереса. Отправиться в путь за стульями его побудила производственная необходимость. В хранилищах музея было одно кресло с подлокотниками в виде лебедей, которое нуждалось в реставрации, но как это сделать, было непонятно.
- Кресло попало к нам не в лучшем состоянии, его портила дорога, упаковка, спешка 20-х годов. У предмета отсутствовала декоративная накладка. И мы не могли приступить к реставрации до тех пор, пока не получили всю информацию.
В инвентарной книге № 1 отделения мебели и бронзы Ленинградского отделения Государственного музейного фонда числилось восемь кресел «с золочеными передними локотниками в виде лебедей и передними ножками в виде лап, крытые белой материей с крупными цветами. 1-я четверть XIX века» и десять таких же стульев, записанных подряд один за другим. Все они, очевидно, составляли некогда один мебельный гарнитур. При распределении и передаче предметов из музейного фонда они оказались в различных учреждениях культуры нашей огромной страны. Так, из восьми кресел два были переданы в Государственный Эрмитаж, два — в Киевскую картинную галерею, по одному — в Бакинский музей, Академию художеств, Кабардино-Балкарский музей и в Омск. Стулья поступили в Государственный Эрмитаж — два, в Академию художеств — два, четыре — в Ташкентский музей.
Один из главных музейных экспонатов — тронное кресло императрицы Александры Фёдоровны — сохранилось в отличном состоянии, потому что на нём никто никогда не сидел. Его преподнесли преданные калмыки накануне празднования 300-летия Дома Романовых. Единственный надрез на ткани после революции сделали специально, чтобы проверить, нет ли там бриллиантов.
Андрей Кутузов