Пять вещей, которые я понял из кокпита гоночной «формулы»

Я уже дважды рассказывал про опыт пилотирования автомобилей с открытыми колесами и третий раз писать не собирался – поехал кататься для души. Но этот экспириенс оказался неожиданным способом само-, что ли, познания. Чем и спешу поделиться.

Итак, место действия — Yas-Marina, трасса «гран-при Абу-Даби». Подо мной — гоночная «формула» — одноместник с открытыми колесами и 3,5-литровым V6. Подробнее — «в предыдущих сериях».

Отцовство — лимитатор

Старый Джеки Стюарт был тысячу раз прав: после рождения ребенка не только профессиональные пилоты теряют секунду с круга, но и энтузиасты вроде меня начинают ехать, приподняв ногу. Живой пример: я точно знаю, что связка 5–6 поворотов проходится под IV передачу с педалью в полу. Но проехав так пару кругов, я стал проезжать эту связку на III и в полпедали.

Это очень странное состояние, когда глаза не боятся, но руки не делают. Да, я точно знаю, что могу, но не буду: потому что IV в отсечку — это уже под 200 км/ч, и убор в барьер может плохо кончиться. Похоже, я для этого всего конкретно стар.

Мастер-класс-практикум для Льюиса Х. и Марка У. "Как стартовать и не облажаться". #Formula #Singleseater #Race #racecar #racetrack #YasMarina #YasMarinaCircuit #drive #fast #openwheel #sportcar #motorsport #yasViceroy #FerrariWorld #FerrariWorldAbuDhabi #YasWaterWorld #AbuDhabiGP #AbuDhabi #UAE #Dubai #YasIsland #FormulaYas

Публикация от Автомобильный Екатеринбург (@66_auto)

«Motorsport can be dangerous» ©

Это предупреждение вывешивают в конце каждого брифинга на каждом гоночном треке мира. Но пока не посмотришь этой опасности буквально в глаза, пока дыхания ее смрадного не почувствуешь — не поймешь.

…Третий быстрый круг, выход из 9-го поворота, широко, цепляю поребрик больше, чем надо, открываю газ при вывернутых колесах — разворот, машина глохнет. Всё бы ничего, но я на траектории, прямо на выходе из поворота, а меня догоняет весь остальной пелетон. Паника, стартер, глохну, стартер — рев моторов уже где-то около 7-го поворота, стартер — трогаюсь ровно в тот момент, когда первая машина группы заходит на апекс 9-го поворота. Успеваем разъехаться — глохну, снимаю перчатки, всё — сдаюсь. Нет, не сдаюсь — доеду.

Но доехал уже так себе: задняя резина угроблена, баланс нарушен, на выходе из 3–4-го поворотов дичайшая избыточная поворачиваемость, отлавливаю раз, отлавливаю два — машина просто не дает атаковать, уходя в занос посреди поворота. На прямиках после двухсот — дичайшие вибрации передних колес, при которых надо умудриться успеть с жестким торможением с VI (> 200 км/ч) до III (~ 70 км/ч) передачи и в тряске с продольной перегрузкой около 2G разглядеть первый поворот.

И в этой связи еще один вывод: в таких случаях (и в сводках ДТП тоже) обычно говорят ересь типа «машину развернуЛО». Никак нет: страдательный залог тут неуместен, машина сама себя не разворачивает. Ее разворачивают ногозадые, криворукие бездарности. Поэтому на выходе я совершенно честно сказал приветливому охраннику в ответ на вопрос, как прошла моя сессия: «I've fucked up, dude: spin. Game over, man. Game over…»

ЗОЖ — это важно

«Езда по кругу», как иногда называют кольцевые гонки, требует какой-то неимоверно чудовищной физической подготовки. Представьте: +30, влажность, ты запакован в огнеупорный комбинезон, балаклаву, шлем, забрало опущено, и вся влага из организма испаряется еще до старта — пока ты просто лежишь в кокпите, затянутый 6-точечными ремнями безопасности.

Как-то так.

Но это еще не жара — жара начинается с первого круга, когда ко всему в придачу ты получаешь спортивный снаряд без вспомогательной электроники: тебе не ассистирует никакая система стабилизации и распределения тормозных усилий, даже растормозить колеса не поможет ABS — если перетормозил и заблокировал, уехал прямо и убил резину до кучи. Руль без усилителя, плавности хода — ноль, перегрузки от 1,1 до 2G вдоль и поперек по 6–8 раз за круг, а кругов — от 10 и больше. Неудивительно, что после финиша ноги не держали, и для парадного фото на аватарку я просто рухнул на пол без сил держать даже шлем.

Суперкары — не алё

Точнее не так: суперкары — о другом. При кажущейся общности потенциала дорожная машина — это все-таки дорожная машина, а гоночная машина — это гоночная машина. Я не голословен: буквально за неделю до «Яс-Марины» утюжил Moscow Raceway на новой Audi R8. Казалось бы, то и то едет 0–100 за 3,1 и 3,2 сек. соответственно. При этом езда на R8 — это примерно как игра на Playstation, езда на «формуле» — примерно как попытка выбраться из раскаленной сауны с заблокированной дверью и горячими камнями в трусах. И связанными руками. В ушанке на голове.

Еще для сравнения: вот есть группа «Звери», а есть — Kreator, разница между ними — как у дорожной супермашины и гоночной для студентов. Но у них разное назначение при общности выдаваемых ощущений от ускорения и пилотажа: гоночная машина по-любому должна проехать быстро, пусть даже один раз, и может развалиться после финиша. Дорожная — должна быстро возить тебя по дороге каждый день, обдувать кондиционером и хорошо смотреться у променада «Восточные мангровые деревья» в Абу-Даби. Короче, суперкары должны давать владельцу гоночные ощущения на все уплаченные деньги, но не обязаны показывать лучшее время сессии. Гоночные машины созданы только для этого.

Публикация от Автомобильный Екатеринбург (@66_auto)

Дорожные машины — отстой

К этому выводу я пришел еще при первом знакомстве с открытыми колесами, и они полностью отбили интерес к дорожным машинам как классу. Академический интерес к индустрии остался, но это другое.

А езда по дорогам общего пользования по светофорам и лежачим полицейским для меня потеряла всякий смысл еще 20 марта 2013 г., когда оказалось, что физика процесса, механика движения может быть вот такой. Поэтому четыре года я преимущественно хожу пешком, а на дорожных машинах предпочитаю путешествовать.

Фото автора и Scuderia Ferrari

Источник: 66.ru