Омские маршрутчики разбились на два лагеря

Предприниматели до сих пор не могут решить, будут ли переходить на работу за безналичный расчет.

Вот уже больше месяца в Омске действует новая система оплаты проезда, главный принцип которой можно сформулировать двумя словами — «безналом дешевле». Однако работает эта схема не везде: если муниципальный транспорт перешел на нее полностью, а частники на регулируемых маршрутах — по большей части, то среди «нерегулируемых» перевозчиков определенности нет. Часть из них установила терминалы и начала работать с транспортными (а порой и банковскими) карточками, часть — нет.

Сами горожане при этом на новую систему переходят более чем активно — за первые несколько дней года транспортные карты буквально смели с прилавков. Мэрия вынуждена была несколько раз заказывать дополнительные партии и выпускать их в продажу.

Сложившаяся ситуация приводит к конфликтам между водителями и пассажирами, которые пытаются расплатиться карточкой. Сами маршрутчики при этом ведут себя по-разному: кто-то отказывается везти «безбилетников поневоле», кто-то предлагает расплатиться наличными деньгами, но по «старому курсу» — за 25 рублей.

Стоит заметить, что проблемы возникают и на муниципальных маршрутах — например, при оплате банковской картой. Не всякий омич готов в час пик передавать бесконтактную «кредитку» через чужие руки. Кроме того, в соцсетях регулярно появляются жалобы на двойную оплату: порой кондуктор (или водитель; некоторые муниципальные маршрутки работают по «газельному» принципу) говорит, что карта не прочиталась, омич платит наличкой — а позже приходит СМС о списании.

Основная причина, по которой маршрутчики отказываются переходить на новую систему, финансовая: так, за проезд льготников перевозчики до сих пор получают из бюджета по 18 рублей. Кроме того, многие частники привыкли получать «живые» деньги ежедневно и не хотят (или просто не могут) ждать перечислений, которые Дептранс начисляет в конце месяца. Обсуждать эти проблемы начали еще задолго до Нового года, однако прийти к единому мнению «частникам» не удалось до сих пор.

В некоторых случаях перевозчикам и пассажирам удается найти какое-то общее решение путем переговоров. Одна из таких историй произошла в Омске в конце января.

Наталья Сулиева, пассажир маршрута № 68:

— В начале января я попыталась оплатить проезд транспортной картой, но водитель сказал, что это невозможно. Тогда я позвонила по телефону, указанному в салоне, и вежливый голос мне объяснил, что пока заключается новый договор с «Омскпассажирсервисом», и как только все вопросы будут решены, маршрут № 68 начнет принимать транспортные карты, а пока только льготные. Поскольку разговор был вежливым и конструктивным, я рассказала о еще одной проблеме. Так случилось, что зайти, а особенно выйти из транспорта с высоким порогом мне очень сложно, а порой без посторонней помощи и вовсе невозможно. Я высказывала пожелания водителю, но он сказал, что обо всех претензиях лучше позвонить по телефону. Я так и сделала. В итоге на маршруте появился новый вежливый водитель, который даже однажды сам помог мне выйти из автобуса, а через два дня появилась дополнительная подножка и я смогла самостоятельно заходить и выходить.

Перевозки по 68-му маршруту осуществляет Давид Ибрагимов. Порталу Om1.ru он сообщил, что регулярно принимает звонки от недовольных пассажиров. Некоторые жалуются на водителей, однако большинство — на невозможность расплатиться транспортными картами. И эта проблема уже решена: несколько дней назад необходимый договор заключили и 68-я начала принимать «безнал».