«А деньги на 700 автобусов есть?»: омские перевозчики рассказали о проблемах с новой системой оплаты

В городе продолжаются рассуждения о плюсах и минусах транспортной реформы.

Вчера негласное, но упорное противостояние департамента транспорта с частными перевозчиками дошло до кульминации. Председатель СРО «Омские перевозчики» Владимир Геворгян заявил, что перевозить пассажиров на условиях Дептранса попросту невыгодно: за одного проехавшего по «безналу» омича частнику перечисляют всего 18 рублей.

Из-за этого возникли проблемы с деньгами и перевозчики вынуждены были поднять цены: с 11 февраля школьникам, студентам и пенсионерам придется платить по 22 рубля, а бесплатная пересадка и безлимитные проездные не будут работать в маршрутках в принципе. В некоторых СМИ появились публикации, утверждающие, что маршрутки могут перестать возить льготников или даже стройными рядами уйти с рынка, оставив город перед лицом транспортного коллапса.

Портал Om1.ru решил разобраться в том, насколько обоснованны подобные опасения, и поговорил с несколькими частными перевозчиками. Оказалось, что проблемы после перехода на новую систему возникли не только у Геворгяна.

Вячеслав Доронкин (маршруты 514, 222, 303):

— В январе все необходимые документы для приема транспортных карт были готовы, но, к сожалению, большая часть водителей по собственной инициативе саботировала это решение. Они принимали к оплате только льготные карты и наличные деньги. Налицо конфликт интересов власти и предпринимателя, поскольку в реальности стоимость проезда не повысилась до 30 рублей, а упала до 17–18. При такой цене невозможно осуществлять перевозки в условиях растущих расходов. И дело совсем не в том, что перевозчику надо скрывать доходы, а в том, что доходы от деятельности ДОЛЖНЫ превышать расходы, а переход на безналичную оплату существенно понизил первые и увеличил вторые.

Андрей Хомишенец (маршрут 387):

— По результатам января выручка упала почти в три раза. После заявления департамента транспорта, о том, что по безналичному расчету поездка в транспорте будет дешевле, омичи кинулись покупать электронные проездные. Если бы на рынке перевозок пассажиров работал только муниципальный транспорт, такое решение не вызвало бы вопросов. Но в ситуации, когда на рынке работают частные перевозчики (причем, у всех перевозчиков разная экономическая ситуация), мы оказались практически заложниками такого заявления: пассажиры либо требовали принять к оплате их транспортные карты, либо отказывались от поездки. Участились конфликтные ситуации, когда пассажиры отказывались платить и ехали по маршруту без оплаты.

Причиной такого положения дел стал не только размер платежей. Работа по бензаличному расчету привела к росту расходов, утверждает Доронкин. Деньги поступают к предпринимателю не сразу, а с задержкой, что выливается в необходимость откладывать часть средств или брать кредит. Покупка топлива на заправках по «безналу» обходится бизнесу на 10 процентов дороже, то же касается покупки запчастей и текущего ремонта машин.

Андрей Хомишенец:

— Со стороны может показаться, что частники, просто хотят больше денег и даже от льготников хотят отказаться. Но давайте посмотрим на рынок перевозок пассажиров непредвзято. Муниципальный транспорт получает из бюджета огромную компенсацию за КАЖДОГО пассажира. Вот и получается, что реальные доходы за одну и ту же работу у муниципального транспорта гораздо выше, чем у частного перевозчика. «Пассажирсервис» за перевозку одного пассажира с учетом всех безналичных платежей и пересадок возвращает сегодня перевозчику сумму в пределах 17,5 рубля. Мы даже за перевозку льготных пассажиров получаем компенсацию всего в 18 рублей, а муниципалы — почти 40 рублей.

Перевозчики не считают подобные условия работы равноправными, некоторые поговаривают о намеренной дискриминации. Интересно, что раньше аргумент про неравноправие использовали в первую очередь представители Дептранса, утверждавшие, что частники не платят никаких налогов, а муниципальные перевозчики платят все и еще немножко. Частники, впрочем, каждый раз отвечали, что просто умеют пользоваться упрощенной системой налогообложения.

К чему же приведет в итоге вся эта ситуация? Среди перевозчиков нет единого мнения; некоторые считают, что бизнес сможет договориться с департаментом о других, более выгодных условиях работы, и все маршрутки перейдут на «безнал». Другие менее оптимистичны.

Галина Захарова (маршруты 385, 393):

— В январе мы не подключали оплату по транспортным картам. Хотели понять ситуацию. И по итогам месяца видно, что по всем показателям произошло уменьшение пассажиропотока. Многие омичи приобрели электронные проездные и, наверное, поэтому чаще выбирали поездку на муниципальном транспорте. При прежних условиях работать с безналичными платежами было не очень выгодно, но если наши предложения примут, с февраля начнем процедуру заключения договора с «Пассажирсервисом» о приеме транспортных карт.

Андрей Хомишенец:

— Все это подрывает основы предпринимательства. Поэтому складывается впечатление, что за последние полгода все действия департамента транспорта направлены на вытеснение частных перевозчиков с этого рынка. И если ничего не изменится, то в апреле-мае количество частных перевозчиков может резко сократиться. Есть ли средства в бюджете города для закупки еще как минимум 500-700 автобусов?