На одной из центральных улиц Омска — Интернациональной — в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» установили новый светофор и оборудовали островок безопасности.
Новость об островке вызвала активную и очень разную реакцию омичей. Некоторые утверждают, что такое нововведение пойдет только на пользу, остальные категорически против. По их мнению, это снизит скоростной поток и затруднит движение на данном участке дороги. Соответствующие дискуссии развернулись сразу в нескольких популярных пабликах.
«Какая польза от островка безопасности на 4-полосной дороге?» — вопрошают омичи. Возможно, достаточно было просто установить светофор? Портал Om1.ru опросил несколько экспертов и предлагает вашему вниманию виртуальный круглый стол.
— В течение последних 30 лет развитие Омска идёт в сторону автомобиля.
Омск пока ещё недостаточно дружелюбный к человеку город. В течение последних 30 лет городское развитие идёт в сторону автомобилистов. Я считаю, что Омску необходимо перенимать позитивный международный опыт и становиться более дружелюбным (удобным) к человеку, пешеходу. Пешеходный переход строится на востребованном направлении. Возводить тут подземный пешеходный переход дорого, нелогично и негуманно по отношению к маломобильным группам населения. Светофор, включенный в городскую сеть, немного притормозит поток, но при грамотной настройке не затруднит его. Островки безопасности также важны для маломобильных групп населения. Даже без светофора (или в момент его отключения) пешеходный переход с островками безопасности более удобен для пешеходов.
— Сооружать в этом месте островок с бордюром незаконно.
В реалиях Омска, я считаю, такие сооружения неуместны. В наших климатических условиях, когда большую часть месяцев в году средняя температура не поднимается выше 0 градусов, создание водителям дополнительных помех на пути является практически преступлением. Зимой, помимо плохой работы дорожных работников, из-за намета снега на обочинах происходит сужение дороги практически на один метр, а на некоторых магистралях и больше. Так, п.4.2.4.4 ГОСТ Р 52766–2007 гласит: «В районах с многоснежной зимой и на снегозаносимых участках дороги границы островков обозначают при помощи разметки покрытия или делают их съемными».
В соответствии с данным стандартом, сооружать островки с бордюрами незаконно. Пункт 4.2.5.1 ГОСТ Р 52766–2007 — «При интенсивности движения транспортных средств не менее 400 ед./ч на одну полосу проезжей части на наземных пешеходных переходах устраивают островки безопасности, которые размещают на проезжей части или разделительной полосе, при этом расстояние между краем проезжей части и границей островка должно быть не менее 7,5 м».
— Островок никак не повлияет на возможность проезда, но сужение полос будет принуждать сбрасывать скорость, что повысит безопасность для пешеходов и снизит риск травм.
В Омске подземные переходы расположены довольно далеко друг от друга, их рекомендуется располагать каждые через каждые 200 метров. В центре города они вообще не приспособлены: нет удобных поручней, лестницы загромождены киосками, пандусы упираются в ступени, руинированы. По ним невозможно спокойно передвигаться пожилым людям, мамам с колясками и прочим вариантам передвижения маломобильных горожан, число которых может достигать до 30% от всех жителей города. Так что это не про лень, а просто про возможность перейти Интернациональную на участке от Фрунзе до госпиталя/Гусарова. Согласитесь, это довольно большое расстояние с двумя подземниками. Там 6 полос, насколько помню, а не 4. Островок безопасности требуется при ширине улицы более 15 метров, а там 18 метров. Он необходим для отдыха пешеходов, которые не успевают перейти широкую улицу за один такт светофора.
В центре города, и вообще в городах, сейчас принято выстраивать приоритеты исходя из интересов пешеходов, общественного транспорта, велосипедистов, а в последнюю очередь — личного автотранспорта. Это приводит к постепенному изменению баланса мобильности в пользу коротких пешеходных и велопередвижений, использования самокатов и скейтов, общественного транспорта и снижению зависимости от авто, которое является одним из источников загрязнения воздуха. Удобство пешеходных связей, формирование безбарьерной среды, как на Любинском и ул. Ленина, приводит к таким изменениям. Что касается скорости потока, ул. Интернациональная это не магистраль непрерывного движения, вряд ли средняя скорость (а она в городах должна быть 20–30 км в час) сильно изменится.
Более того, для омской прокуратуры и собора, расположенных неподалеку, появится удобный выезд с парковок. Понятно, что громкое автомобильное лобби против любых препятствий на дорогах, но нужно помнить, что, во-первых, улица это не шоссе, во-вторых, все люди бывают и автомобилистами и пешеходами, в-третьих, никто не застрахован от несчастного случая. Все в какой-то момент бывают временно маломобильными, и отсутствие физической возможности пройти от остановок транспорта до объектов притяжения — того же собора, театра или сквера — просто снижает качество жизни многих горожан.
В этом плане я за жесткие штрафы и для автомобилистов, и для пешеходов с велосипедистами, которые нарушают ПДД при условии разумной сбалансированной организации дорожного движения, в пространственном плане подземники этому балансу интересов не способствуют — водители разгоняются и с этим повышается риск смертельных дтп, пешеходы вынуждены искать безбарьерные пути движения. Например, в Швеции существует комплексная программа «vision zero», направленная на снижение смертности и травм при ДТП. Она включает и разделительные барьеры на магистралях, и жесткие штрафы для непристегнутых водителей, и ограничение скорости на улицах до 30 км/час, при которых смерть при столкновении маловероятна. На снижение скорости направлены и другие меры планировки улиц — сужение полос (асфальтовая диета) до 2.75 м, уменьшение радиуса поворотов.
Илья Бубнов, координатор федерального партийного проекта «Безопасные дороги» в Омской области:
— Я считаю, что в Омске необходимо все пешеходные переходы сделать доступными для всех категорий граждан.
Что касается опыта зарубежных стран, то, конечно, стоит рассматривать положительный опыт внедрения новых технологий и подходов, но необходимо учитывать специфику региона. Установка светофоров, оборудование их дополнительными сооружениями, все это направлено на безопасность как пешеходов, так и водителей. По требованию ГОСТа должен быть оборудован регулируемый пешеходный переход с островком безопасности если ширина всей проезжей части более 15 метров. А также важно развивать культуру вождения и создавать все условия для минимизации конфликтов между водителями и пешеходами.