В Москве 6 апреля прошёл «съезд на СИМ», где обсудили вопросы микромобильности и перспективы кикшеринга. СИМ — это средства индивидуальной мобильности: велосипеды, гироскутеры, моноколёса, сигвеи. Список можно продолжать долго, но больше всего дискуссий у омичей (и не только) вызывает электросамокат.
В новых поправках движение электросамокатов ограничили и приравняли водителей СИМ к участникам дорожного движения. Однако регистрировать такой транспорт в ГАИ и страховать его по ОСАГО не нужно.
Сергей Семёнов, директор департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса РФ, обозначил основные правила, которых должны придерживаться водители СИМ с 1 марта:
За нарушение правил водителям СИМ грозит административная ответственность по статьям 12.29 и 12.30. Максимальное наказание — штраф до 1 500 рублей.
Также были представлены новые дорожные знаки. Среди них — таблички, указывающие, что действие распространяется или не распространяется на СИМ, и запрещающий знак.
Количество аварий с СИМ ежегодно растёт, отмечает начальник НЦ БДД МВД РФ Дмитрий Митрошин. За прошлый год в России произошло 900 аварий, в которых пострадало около 1 000 человек, 19 — погибли. В 2021 году погибших было 20 человек, а в 2019 и 2020 годах — 7. Дмитрий Митрошин отмечает, что в статистику вошли и происшествия с электровелосипедами и мопедами.
Однако СИМ безопаснее, чем другой транспорт. Статистика показывает, что трагедий с другими участниками дорожного движения происходит больше, чем с СИМ.
Одна из главных проблем в отрасли — отсутствие инфраструктуры. В начале апреля в Париже прошёл референдум о судьбе электросамокатов. Большинство высказалось за их запрет, потому что парижане не ездили по правилам и разбрасывали самокаты в неположенных местах.
Основатель кикшеринга Whoosh Дмитрий Чуйко отметил, что в России подобное вряд ли случится. Компании работают с конкретными точками парковок, что помогает упорядочить движение. Глава Whoosh рассказал корреспонденту Om1.ru, что Омск в плане инфраструктуры ничем не уступает другим российским городам, а СИМ помогает её развивать.
На конференции Whoosh также представили новую модель самоката, которую будут тестировать в Москве. В компании корреспонденту Om1.ru рассказали, что после тестов модель планируют отправить и в Омск, однако это вряд ли случится в этом сезоне.
Планируются следующие обновления:
Компания также развивает технологии, которые могли бы предотвратить нарушение правил. Например, определить, если на одном самокате катаются двое, или если транспортом управляет ребёнок.
Новый электротранспорт представила компания Segway-Ninebot — велосипед для шеринга E-bike Urban A200. В его основе — искусственный интеллект, который распознаёт, когда водитель едет в гору, и автоматически добавляет скорость.
Ещё одно технологическое новшество — система беспроводной зарядки для самокатов. Марина Добринчук, директор по маркетингу и коммуникациям компании Reasonance, отметила, что такие батареи безопаснее — нет разъёмов, нет батареи, зарядка происходит без участия человека. Кроме того, это поможет организовать парковки в городе.
В целом в развитии молодого рынка средств индивидуальной мобильности будущее видят и компании, и власти. Дмитрий Митрошин отмечает, что МВД занимает лояльную позицию по отношению к пользователям СИМ, и видит в этом транспорте путь повышения безопасности дорожного движения.
Фото: Юлия Майстренко