Извращения и экзотика: смотрим на самую дикую коллекцию авто в мире

Восток — дело тонкое настолько, что не всегда понятно, это они серьезно или уже пора звать санитаров?

Мы продолжаем серию репортажей про мир моторов, подготовленный при поддержке авиакомпании AirArabia. На этот раз поведем вас в частную коллекцию Хамада Бин Хамдана Аль Нахайама. Короче, «Радужного шейха», как его еще называют.

Вы не найдете ссылок на этот музей во многих официальных путеводителях, да и у местных дорогу узнать не всегда получится. Коллекция «Радужного шейха» хоть и носит название «Национального эмиратского автомобильного музея», но в список официальных достопримечательностей ОАЭ не входит.

О коллекции знают немногие посвященные, а бензиноголовые, может, вспомнят цикл фильмов ВВС «Motorworld» за авторством Джереми Кларксона, в котором эта коллекция была впервые широко освещена. Правда, было это в начале 90-х, и тут мое перед Джереми преимущество. С тех пор много песка сдуло, и коллекция изрядно пополнилась. Сам фильм категорически рекомендую к просмотру, хоть он официально у нас никогда и не выходил.

Чтобы посмотреть на собрание диковинок сейчас и вживую, готовьтесь фрахтовать такси. Музей находится посреди пустыни, в 65 километрах от Абу-Даби. Знают дорогу туда не все. Я, например, изрядно побегал от таксиста к таксисту, прежде чем нашел того единственного, кто понял, о чем речь.

Проще доехать самому — на машине: от Абу-Даби на юг, по Е65, затем свернуть на Е11. Дальше внимательно смотреть по левую руку: пирамида музея видна издалека.

И адский ад начинается прямо у входа — с автомобильной композиции «Шар земной с колесиками». Не поверите, оно еще и двигаться умеет.

Так же как и вот эта вилла на колесах.

И вот этот Mercedes-Benz в W123 кузове. Только кузов тут от него и остался.

Оригинальное шасси с рулем — на помойку, вместо независимой подвески — грузовые мосты и колеса гигантского диаметра.

Гигантское в этой коллекции вообще все. Аль-Нахьям не любит мелкие формы, мелкие тиражи, да и мелкие габариты его тоже не устраивают. Чтобы в этом убедиться, достаточно заплатить дедушке-сторожу 50 дирхамов, зайти внутрь, ослепнуть от перепада яркости (в музее темным темно), а потом снова ослепнуть. Поверьте, это не фигура речи. После того как я увидел ЭТО, закрыл глаза и начал их усердно тереть. Итак:

«Патролу» мало четырех колес, — считает Радужный шейх. Почему бы не сделать их шесть, например? Так гораздо комфортнее передвигаться по песчаным барханам, перемалывая каждым колесом тонны песка в час.

Спереди — дуделки и свистелки, сзади — запасные канистры. Не успеваешь перевести дух, переводишь взгляд назад, а там — циклопических размеров Dodge Power Wagon.

Рядом — точно такой же, только меньше и другой. Оригинал.

Говорят, в свое время эта машина была очень популярна у нефтеразведчиков в ОАЭ. Не в последнюю очередь благодаря ей страна стала такой богатой. И Радужный шейх решил отдать дань уважения. Взял и увеличил оригинальную модель в 60 с лишним раз. Оцените масштаб:

Знаете, что самое интересное? Оно ездит! Недалеко, правда, но на какие-то дистанции его способен утянуть шестицилиндровый двигатель в 300 л.с. Вроде, немного. Но хватает.

Еще это не совсем чтобы машина. Это вилла на колесах. Если повезет и внутренности будут открыты, то можно зайти и увидеть несколько спален, ванных комнат, кондиционеров, рабочий кабинет… Говорят, когда-то шейх Аль-Нахайам использовал этот исполинский пикап как выездную виллу.

Что тут еще диковинного? Да все! Причем я так и не смог постичь логику собрания сочинений. Местами прослеживается какая-то коллекционерская последовательность. Например, по части «Мини Куперов», «Хаммеров» и «Мерседесов».

Но в остальном — это хаотично собранные со всего света машины, свезенные сюда и выставленные в подчас непостижимой последовательности. Вот, например, из всего обширного наследия «Порше» только одна модель, и та неклассическая, немассовая и не представляющая коллекционной ценности.

Это весьма банальный Boxster в 986 кузове. Нет, машина, безусловно, выдающаяся и хорошо нам знакомая. В свое время именно Boxster, разработка которого стоила дороже, чем вся компания, спас Porsche от разорения. Но где обойма 911-х, где 356-й, в конце концов? Почему из такого богатого классического наследия семьи Фердинанда Радужный шейх выбрал именно Boxster? Есть мнение: потому что. «Патамушта» даже.

Бродя по этим темным сводам, надо в принципе отключить логику и разум. Иначе нельзя пережить коллекцию из дюжины-другой «Мерседесов», некоторые их которых — полный сток, некоторые — вычурно тюнингованы.

Например, у этого образца золотая решетка радиатора, зеркала и дверные ручки. Подчеркиваю: не позолоченные, не облепленные фольгой, а сделанные из чистого золота.

Дальше начинается кислотная истерика, при взгляде на которую возникает подозрение, что автор затеи злоупотреблял какой-то особо забористой «хэш-бола-болой». Это серия выкрашенных во все цвета радуги «Мерседесов» S-класса.

Эту серию Аль-Нахьям заказал по особому торжественному случаю. И Mercedes-Benz, чтоб успеть выполнить этот заказ, остановили все конвейеры, бросили все дела и занимались только раскраской этих машин.

Пеструю разноцветицу Аль-Нахйам вообще любил. Радужный же шейх. Оттого половина машин в коллекции выглядит так, будто только что с гей-парада. Этот FIAT 500, например.

Или эта гоночная, опять же, фиатовская, формула из 80-х годов.

А вот эта машина как бы специально сделана для кудрявого диск-жокея Сергея Минаева:

Мест в каракатице шесть, поэтому справа и слева можно усадить «Модерн токинг» в полном составе.

А назад — какой-нибудь состав группы «Мираж». Да так всех в пустыне и оставить, например.

Но есть пара экспонатов, перед которыми не думаешь о вкусах и маниях хозяина. Потому что это в своем роде шедевры. Plymouth Prowler, например.

Кто не знает, что это, — тому завтра в школу. Поколение NES и «Сеги» помнит сериал «Найтмен», который чуть больше, чем полностью, являлся продакт-плейсментом этой модели.

Всего этих псевдо-ретро хот-родов было выпущено без малого 12 000 штук. И каждый ныне — коллекционная гордость. По схеме подвесок — уникум: практически формула с двойными горизонтальными рычагами спереди и сзади.

«Крайслеровская» шестерка выдавала 253 л.с., которые передавались через 4-диапазонный автомат на заднюю ось. Многочисленные очевидцы говорят, что похожий экземпляр ездит у нас по области. Сам до музея Радужного шейха, к сожалению, этого красавца вживую не видел. Равно как и этот внедорожник. Не шедевр технической мысли, но почему-то от его вида перехватывает дыхание.

Lamborghini LM-002. Первый и единственный серийный внедорожник итальянского производителя суперкаров. Еще более редкий, чем «Праулер» — всего выпущен 301 экземпляр.

Первоначальный проект под кодовым обозначением Cheetah (гепард) создавался под тендер американской армии. Но что-то не срослось. Гипотез на этот счет бытует масса: то ли гордые янки не захотели брать машину «макаронников» — дескать, не смыслят ничего в военной технике; то ли заднее расположение двигателя мешало нормально управлять машиной, что послужило отказом от нее.

Так или иначе, но единственный прототип Cheetah сломали во время ходовых испытаний да так и забыли про него. Но проект продолжили — так свет увидели прототипы LM — от 001 до 004. В серию пошел 002 и пользовался завидным успехом у шейхов ОАЭ и Саудовской Аравии. Ибо хорошо шел по песку благодаря специальной резине, имел двигатель V12 от Countach, был зверски мощным и дюже редким.

Штаты, кстати, после неудавшегося сотрудничества с Lamborghini пошли своим путем и создали Hammer. Огромная коллекция которых также есть в гараже Радужного шейха. Тут они всякие: армейский, гражданские, для сафари и гонок, для нефтеразведки и расслабляющих прогулок по песчаным барханам.

Отдельно собрана такая же коллекция «Дефендеров» и «Гелендвагенов» разных лет и таких родных русскому сердцу «Виллисов».

Причем разных стран сборки и в массе вариаций. Есть даже те, которые многие десятилетия собирались по лицензии в Индии.

Получается такая вот кругосветка: от британских «Мини» до немецких «Жуков», от американских «Доджей» до их гиперболизированных арабских копий.

Чудно, гротескно, уникально и по-своему зрелищно. Будете в Эмиратах — категорически рекомендую посетить. Пир для глаз незабываемый. Да и пустыня там в округе самобытная.

За помощь в подготовке серии спецрепортажей благодарим авиакомпанию AirArabia.

Кирилл Зайцев специально для Портала Om1.ru

Фото автора

Иллюстрации BBC и Maps.Google.com

Еще немного арабского ада и автоугара можно найти в нашей галерее ниже. Даже web-страницы не резиновые, все отснятое не вместить, так что категорически рекомендую долистать картинки до конца.

Emirates National Auto Museum
Кирилл Зайцев