25 октября в Федеральном учебном центре Сибирского автодорожного университета состоялся семинар образовательной программы по экономичной эксплуатации автомобилей для профессионалов транспортной отрасли и автолюбителей. Курс разработан совместно экспертами СибАДИ и топливных компаний на основании анализа топливного рынка, запросов потребителей, статистических данных сервисных центров.
|
---|
Что будет, если заправиться некачественным топливом? Почему на заправках заливают больше, чем вмещает по паспорту бак? Как квалификация водителя и техническое состояние автомобиля влияют на расход топлива — эти и другие вопросы интересовали участников образовательной программы. Курс состоял из двух частей: теоретической, в которой преподаватели университета освежили информацию об устройстве двигателей внутреннего сгорания и топливных систем, рассказали о параметрах топлива и их влиянии на узлы и агрегаты автомобиля, и практической, где на примере реальных кейсов можно было подтвердить или опровергнуть распространенные топливные мифы.
Если отвечать на вопрос в трех словах — экологичным, эргономичным, экономичным. Моторное топливо — один из самых популярных товаров ежедневного спроса. Более 150 тыс. тонн топлива расходуется в нашей стране каждый день. Параметры топлива, реализуемого на АЗС в Российской Федерации, регламентированы и отражены в Техническом регламенте Таможенного союза. Среди ключевых параметров бензина — октановое число, массовая доля серы (не больше 10 мг на 1 кг топлива), объемная доля бензола, углеводородов (олефиновых, ароматческих), массовая доля кислорода, объемная доля оксигенатов (метанола, этанола, изопропанола, третбутанола, изобутанола), эфиров, плотность, фракционный состав. Качество дизельного топлива оценивается по таким параметрам, как цетановое число, массовая доля полициклических ароматических углеводородов, массовая доля серы, температура вспышки в закрытом тигле, фракционный состав, плотность. Все эти параметры должны быть указаны в паспорте качества топлива, сопровождающем каждую партию нефтепродукта на АЗС. Превышение любого из них является нарушением законодательства. Реализация топлива, не соответствующего регламенту, запрещена. Однако некачественное топливо продолжает встречаться на некоторых заправочных станциях. Каковы источники его происхождения?
|
---|
По словам доктора технических наук, профессора Сергея Корнеева, таких источников три: технологические сбои, производство суррогата на мини-НПЗ, человеческий фактор (он же — отсутствие отлаженной системы контроля качества). Для того, чтобы быть уверенным в качестве заправляемого топлива, эксперт порекомендовал делать выбор в пользу АЗС крупных сетей, которые дорожат репутацией, реализуют топливо собственных НПЗ и имеют строгую систему контроля качества по всей товаропроводящей цепочке от завода до бензобака.
|
---|
«Топливо с Омского нефтеперерабатывающего завода на АЗС едет не напрямую, — рассказывает руководитель Сибирского испытательного центра «Газпромнефть-Лаборатории» Ирина Григорьева. — Оно проделывает долгий путь: с НПЗ загружается в железнодорожные цистерны, затем по железной дороге или нефтепроводу транспортируется на нефтебазу. С нефтебазы перегружается на бензовозы и далее уже отправляется на АЗС. Такой сложный путь не позволяет полностью исключить возможность технологических сбоев и действия человеческого фактора.
|
---|
Качество топлива, реализуемого на АЗС «Газпромнефть», контролируется на всех этапах движения нефтепродуктов. В Омске расположен наш самый современный НПЗ и одна из самых современных и крупных нефтебаз нашей сети. Топливо с ОНПЗ на нефтебазу поступает по трубопроводу. На нефтебазе топливо проходит проверку несколько раз. Каждая партия получает паспорт качества со всеми актуальными параметрами. С этим паспортом топливо транспортируется до места конечной реализации клиенту, и на любой АЗС клиент в праве потребовать его для ознакомления. При поступлении топлива на АЗС в обязательном порядке оператор измеряет физические параметры топлива (плотность и температуру), проверяет визуально отсутствие механических примесей в бензине и воды при помощи специального водочувствительного реагента. Совместно с водителем бензовоза производится отбор контрольных проб из отсеков бензовоза, которые опечатываются и хранятся на станции до полной реализации партии. Дополнительный контроль качества на АЗС осуществляют мобильные лаборатории. Они не реже одного раза в месяц, а в некоторых случаях и чаще, проверяют топливо на каждой заправочной станции. Все проверки — внезапные, персонал АЗС никогда не знает о предстоящем приезде контролеров».
По словам кандидата технических наук, доцента Виталия Лисина, если в топливе превышено содержание серы или фактических смол, то на внутренних элементах двигателя внутреннего сгорания и топливной системы со временем образуются отложения, которые могут приводить не только к снижению мощности мотора, но и к его преждевременному выходу из строя. При нагревании не испарившиеся компоненты оседают на элементах топливной системы и накапливаются.
|
---|
Нарушается процесс подачи топлива впускными клапанами, что оказывает существенное влияние на работоспособность двигателя в целом. Если такие отложения попадают в зоны повышенной температуры (например, в камеру сгорания), то в процессе эксплуатации мотора они превращаются в нагар. В результате повышается износ двигателя, ухудшаются процессы горения топливной смеси, а также повышается расход бензина. Сернистые соединения, накапливаясь в нагаре, повышают его плотность, а также агрессивно воздействуют на комплекс присадок в моторном масле, значительно снижая его ресурс работы. Склонность к нагарообразованию возрастает и при увеличении содержания в дизельном топливе ароматических углеводородов.
«В этом случае клиенту необходимо инициировать отбор проб на АЗС — из ТРК или резервуара, из которого он заправился, — рекомендует руководитель сети АЗС «Газпромнефть» в Омской области Роман Шадурский. — Проб отбирается три. Первая передается клиенту и может быть исследована в любой лаборатории по его выбору. Вторая также отправляется на анализ в аккредитованную лабораторию, но уже представителями АЗС. Третья, так называемая арбитражная, остается на АЗС опечатанной и нетронутой до завершения разбирательства. Пробы отбираются совместно клиентом и представителем АЗС. Составляется акт отбора, пробы опечатываются с проставлением подписей сторон. Объем отобранной пробы оплачивает автовладелец.
|
---|
В случае подтверждения ненадлежащего качества топлива расходы автовладельцу возмещаются. Если клиент инициирует процедуру отбора проб после того, как партия нефтепродукта, топливо из которой было заправлено ему в бак, полностью реализована, исследуется хранящаяся на АЗС арбитражная проба. Отбирается она перед сливом каждой новой партии топлива из бензовоза в резервуар на АЗС. При этом используется принцип взаимного контроля — свои подписи на акте отбора и пломбе ставит как перевозчик (водитель бензовоза), так и оператор АЗС. Контрольная проба хранится на АЗС до поступления следующей партии нефтепродукта. На моей памяти на АЗС нашей сети ни одного подтвержденного случая заправки некачественным топливом не было. После изучения ситуации дело оказывается не в качестве топлива, а, например, в состоянии топливной системы автомобиля».
|
---|
О проблемах, с которыми обращаются в автоцентр «Авто Плюс Омск» рассказал его директор Виктор Гребенников. «Как ни странно, одна из самых распространенных проблем — заправка не тем видом топлива — бензином вместо дизеля и наоборот, — отметил Гребенников. — Вторая по популярности — некачественное топливо. В среднем такие обращения поступают к нам 2–3 раза в месяц. При этом надо учитывать, что наши клиенты — водители автомобилей Toyota и Lexus — реже других заправляются на безымянных АЗС и уж тем более, из бензовозов, торгующих по обочинам трасс. Часто автомобилисты обращаются с заявлением об обмане на заправке. Якобы, им заливают меньше топлива, чем должны были, или больше, чем вмещает топливный бак. Клиенты ссылаются на показания сигнальных ламп». Гребенников напомнил, что автопроизводители закладывают в документацию лишь минимальный размер топливного бака, их функция — напомнить водителю, что топливо заканчивается и пора на заправку.
|
---|
Участники форума провели эксперимент: пустой топливный бак объемом 64 литра заполнили водой до горловины с помощью образцового мерника (он применяется для проверки точности отпуска топливораздаточных колонок на АЗС). Оказалось, в указанный бак может поместиться 67,5 литра.
В практической части автофорума директор Федерального учебного центра Александр Бакунов поделился с участниками профессиональными секретами экономии топлива. Во время движения в разных режимах, расход топлива замеряли специальными приборами.
|
---|
|
---|