В Омске расскажут, как выжить в налоговых войнах

С предпринимателями будут обсуждать имущественную безопасность и как избежать захвата через фирмы-однодневки, банкротства и других рисков при ведении бизнеса.

24 и 25 ноября в Омске будет находиться признанный эксперт по налогообложению, юрист, председатель Управляющего совета Свердловского регионального отделения Палаты налоговых консультантов России Ярослав Савин, который даст два семинара в бизнес-центре по улице Декабристов, 45/1, на острые для многих предпринимателей темы, основываясь на собственном опыте. А это около 250 проектов за последние 5 лет формата малого и среднего бизнеса.

24 ноября — «Налоговая оптимизация и налоговые войны в 2016–2017»

Смотрите подробную программу здесь!

25 ноября — «Имущественная и юридическая безопасность бизнеса»

Смотрите подробную программу здесь!

Кроме наделавшей столько шума системы АСК НДС-2, позволяющей ФНС отслеживать в автоматическом режиме все цепочки НДС, налоговая совместно с ЦБ РФ и Росфинмониторингом взялись за «кровеносную систему» любого бизнеса — расчетные счета, уверен Савин. Своими знаниями и опытом в преддверии семинаров эксперт поделился с читателями портала.

Ярослав Савин:

— «Как законно оптимизировать НДС», «как уменьшить НДС», «как не платить НДС», «обнал» и «наличка» — эти и подобные поисковые запросы одни из самых популярных в интернете. Налоговый лохотрон набирает обороты, а количество «налоговых Копперфильдов», предлагающих на семинарах волшебные способы законной оптимизации НДС и страховых взносов, растет день за днем. Впрочем, поясню: законных средств оптимизации НДС не было, нет, и никогда не будет. В силу косвенной природы самого налога. Чтобы налоговым рискам противостоять, надо их объективно представлять.

Бизнес «закатают» в банки

К концу 2015 года под давлением Росфинмониторинга и ЦБ частные кредитные организации, управляющие счетами компаний, также включились в процесс налогового контроля. История эта давняя, но сейчас получившая новое развитие, рассказал эксперт. Так, в мае 2015 года Центробанк разработал новый критерий оценки корпоративных клиентов, а именно соотношение суммы налогов, уплаченных компанией в бюджет со своего расчетного счета, к ее обороту по этому счету. При значительном расхождении цифр банк должен незамедлительно сообщать в Росфинмониторинг, как при любой сомнительной операции. А с октября того же действует новое соглашение об обмене информацией между ФНС и Росфинмониторингом, по которому последний должен сообщать в налоговые органы о выявляемых им схемах и вероятных налоговых правонарушениях, после чего бизнес ждут проверки.

Ярослав Савин:

— Мало кто в курсе, что в 2015 году большинство выездных проверок проходит «сплошным» методом. Что любая проверка начинается с допроса рядовых сотрудников, причем в основном с тех, кто уже уволен. Что складские запасы обследуются во всех случаях. Что в случаях возмещения НДС привлечение сотрудников МВД в состав проверяющих обязательно.

Кроме того, ФНС обсуждает с ЦБ функциональное расширение системы АСК НДС-2, через которую налоговые органы и отслеживают теперь уплату НДС по налоговым декларациям контрагентов. Теперь ФНС хочет, чтобы эта система могла напрямую обрабатывать данные о движении средств по счетам компаний-контрагентов. Таким образом, налоговые органы в ближайшем будущем будут располагать не только информацией обо всех открытых/закрытых расчетных счетах налогоплательщиков, и не только о движении денежных средств по ним без направления в банки предварительных запросов, но и автоматически сличать данные налоговых деклараций по НДС с подтверждающими эти операции платежами. Также ФНС планирует объединить систему АСК НДС-2 с базой таможенной службы. В итоге, приходит к выводу Савин, и компании-импортеры попадают во всероссийское сито администрирования НДС.

«Упрощенная» оптимизация НДС

Савин заявляет, что оптимизация НДС — это приманка №1, но на самом деле в среде «московских юристов» перевод части оборотов под «упрощенку» считается ничем иным, как средством НДС-оптимизации. Маркетинговая множественность является всего лишь следствием перечисления некоторых типовых способов дробления бизнеса под «упрощенные» обороты. Причем иногда здесь же подмешиваются отраслевые нюансы: компании-«клоны» на УСН в оптовой торговле (потоки с общего закупа прибавляют минимальную наценку и распределяются в два рукава — для продаж с НДС и без него), или «упрощенные» подрядчики в группе компаний жилищного строительства (в данном случае у застройщика и так нет НДС, а дробление «своих» подрядчиков на несколько упрощенцев по идее должно освободить от НДС весь бизнес).

В реальности дробление потоков из первого примера нашло поддержку высших судебных инстанций, но только при условии, что тот покупатель, которому не нужен НДС, получит действительно товар, работу или услугу по цене меньшей, чем тот, который покупает с вашей НДС-ной компании. Что же касается стройки, то эффект сработает только в единственном случае: если в группе компаний функции застройщика и генподрядчика объединены в рамках одного юридического лица. В остальных случаях такой подход просто ничего не дает.

Нашпиговать бизнес «ИПешками» на УСН

Многие считают, что, пусть это не оптимизация, это легальный способ получения «налички». Но здесь Савин задается вопросом — если ИП не вы, как обеспечить безопасность своих средств? Снимать будете день в день? Эксперт напомнил, что, согласно требованиям Центробанка, если ИП снимает деньги в течение двух дней после их зачисления, то это «подозрительная операция» и если речь о нескольких сотнях тысяч рублей, то банк на свое усмотрение либо попросит объяснений, либо откажет в банковском обслуживании. При этом расходы ИП-управляющего, по закону, нельзя включить в налоговые расходы «упрощенца».

Неплохой вариант для бизнесмена зарегистрировать на себя как ИП товарный знак и получать за него лицензионные платежи. Но регистрация товарного знака в Роспатенте занимает по меньшей мере 1 год. И это только в случае, если у них к вам никаких вопросов не будет, не говоря уж о том, что любое обособление функций, включая вывод их на ИП, требует управленческого и экономического обоснования, налоговая оптимизация как цель — незаконна, добавляет эксперт.

Ярослав Савин:

— Отдельно взятому бизнесу все риски не грозят. Главное, понять, чем рискуете именно вы. Кроме налоговых рисков, есть еще имущественные и управленческие. Больше того, сам риск потенциальных налоговых доначислений почти ничего не стоит, если с вас нечего взыскать. Да и вся система предпроверочного анализа «заточена» под выявление нарушителей, владеющих имуществом, чтобы было, что реально взять. Определяется и состав имущества учредителей, руководителя компании, а также членов их семей. Почему? Потому что с 2015 года запущен ряд механизмов, превращающих налоговые риски в имущественные. И это очень необычные механизмы.

Тайна золотого ключика

В результате Савин поделился несколькими советами, на которые стоит обратить внимание бизнесменам.

Телефоны организаторов: 39-90-38, 39-90-39, 39-90-43.

Видео: www.youtube.com/Ярослав Савин