География фотоэкспедиции включала Омск, Нижний Тагил и Челябинск. На Омсктрансмаше в объектив фотохудожников попали представители династии Муренцов-Резнеров, которые уже почти полвека трудятся на гусеничном производстве.
Представители династии, которых запечатлели фотохудожники, — контролёры станочных и слесарных работ и по совместительству родные сёстры Елена Муренец и Вера Резнер, слесарь механосборочных работ Евгений Муренец и подсобный рабочий Александр Резнер.
Родоначальник трудовой династии — Тимофей Антонович Крыгин. Он был мобилизован для работы на заводе в феврале 1943 года. Все военные годы трудился углевозом. Вместе с кочегарами он обеспечивал тепло заводчанам, которые круглосуточно ковали Победу в спешно сооружённых после эвакуации цехах.
Его внучка — Елена Муренец — начала свой путь на заводе в 1975 году сразу после окончания школы. Здесь она впервые увидела большое производство, и оно сразу покорило её своими масштабами. Девушке доверили ответственную работу — проверку качества изготавливаемых деталей: валов, шестерёнок, болтов, шайб и других изделий для боевых машин.
![]() |
---|
«Когда оказалась в горячем цеху, сразу поняла, что здесь будет интересно. Меня встретили огромные печи, рядом люди беспрерывно что-то делали. Как я потом поняла, они занимались термообработкой и термической закалкой деталей. Но больше всего меня удивило то, что коллектив цеха состоял из молодёжи. И мы не только работали, но и активно участвовали в художественной самодеятельности — пели и танцевали», — с теплотой вспоминает Елена Муренец.
Так, связав свою судьбу с заводом почти 50 лет назад, она остаётся верной своей профессии до сих пор. Младшая сестра Елены Афанасьевны Вера пришла на завод чуть позже — в 1982 году. Она тоже пошла в контролёры на производстве гусеничных лент.
«Я самая младшая в семье из пятерых детей. В город отправилась вслед за сестрой, чтобы помогать родителям. Работа сразу мне понравилась. Не скажу, что легко всё получалось, но зато сейчас нам с сестрой с нашей советской закалкой никакие объёмы не страшны. Мы гордимся тем, что работаем на заводе. Это наша молодость. Наша жизнь», — говорит Вера Резнер.
Представитель третьего поколения трудовой династии — сын Елены Муренец Евгений работает на гусеничном производстве уже 15 лет. В прошлом он профессионально занимался футболом, был нападающим «Иртыша», но после травмы был вынужден уйти из большого спорта. По совету мамы он сменил футбольную форму, гетры и бутсы на рабочую робу и ни капли не жалеет об этом. Сейчас он мастерски управляется с финальной сборкой гусеничных лент.
«Каждый раз, приходя на завод, я понимаю — это не просто работа, это священный долг перед Родиной! Мы с ребятами собираем не просто гусеничные ленты — мы куём щит и меч для наших защитников. Когда устают руки после двенадцатичасовой смены, я думаю о наших бойцах на передовой: они сражаются за нас, а мы здесь, в тылу, делаем всё, чтобы наша техника была надёжной как скала. Каждая гусеничная лента, которую мы собираем, — это ещё один шаг к Победе. И мы будем работать так, чтобы наши бойцы могли уверенно идти вперёд на технике, собранной нашими руками», — говорит Евгений Муренец.
![]() |
---|
Итогом фотоэкспедиции Колесниковой и Васева станет выставка фоторабот, которая пройдёт в Москве и Нижнем Тагиле. Она приурочена к 105-летию танкостроения. Из более чем 1000 фотокадров порядка 70 лучших снимков будут выставлены в сентябре 2025 года на станции метро «Воробьёвы горы» в Москве. Пассажиры метрополитена смогут увидеть тех, кто создаёт лучшие в мире танки и другую бронетехнику — шедевры инженерной мысли и воплощение ударного труда рабочих. Также там будут представлены экспонаты из музеев предприятий концерна «Уралвагонзавод» — свидетельства более чем вековой истории отечественного танкостроения. Затем фотовыставка переедет в Нижний Тагил и другие города.
Стоян Васев рассказал, что для него участие в проекте стало вызовом и открытием. Ранее он работал с другими промышленными направлениями — нефтью, газом, фармацевтикой, а с машиностроением столкнулся впервые.
«Это совершенно новый опыт. Здесь свежий взгляд, незамыленный глаз. Всё удивляет, всё хочется снять. Особенно потому, что речь идёт о производстве уникального продукта — танков, известных на весь мир! Это нечто большее, чем просто техника. Это — символ», — делится впечатлениями Стоян Васев.
Фотохудожникам представили творческую свободу — без жёсткого техзадания. Важным было лишь одно: показать человека труда. И, по словам Стояна, это дало мощный импульс: «Обычно тебе говорят: сними вот это, вот там, вот в таком свете. Здесь же нам сказали: вот заводы, вот идея — работайте. Это большая редкость, когда у тебя есть свобода, ты можешь поймать настоящие кадры — такие, которые цепляют. Хочется заснять не просто детали, а что-то узнаваемое, похожее на танк, чтобы зритель понял масштаб. И главное — показать, что за всем этим стоят люди. В любой точке фокуса — человек».
Наталья Колесникова отвечала за портретную часть проекта. Её задача состояла не просто в том чтобы сфотографировать людей, важно было найти контакт с героем снимка:
«Я хочу, чтобы зритель в Москве посмотрел в глаза рабочему завода. Чтобы «познакомился» с ним. Это будет не кадр, а встреча. Я хочу, чтобы эти люди получили то уважение, которого они достойны. На заводах меня больше всего поразила искренность и самоотверженность людей, их приверженность своему делу и профессионализм. Ещё хочу отметить готовность к сотрудничеству — участники съёмок охотно прислушивались к нашим просьбам и рекомендациям. Я стараюсь почувствовать человека, поговорить, увидеть, как он себя ощущает. Кто-то улыбается, кто-то сосредоточен, кто-то устал. Но в каждом — глубина. Я снимаю не позу, я снимаю суть», — отмечает Наталья.
Основная идея «Священного завода» — зафиксировать в фотографии образы человека труда на промышленных предприятиях. Вдохновением для авторов проекта послужило эссе выдающегося русского писателя Александра Проханова, посвящённое Уралвагонзаводу.
Проект реализуется АНО «Культура и искусство в регионах» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».
Фото: АО "Омсктрансмаш"