Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определённых в Политике.
Согласен
om1.ru
Заводская династия Омсктрансмаша стала участником фотопроекта «Священный завод» Известные фотохудожники Наталья Колесникова и Стоян Васев в рамках всероссийского выставочного проекта «Священный завод» побывали на предприятиях концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех, чтобы запечатлеть на рабочих местах людей труда.

Заводская династия Омсктрансмаша стала участником фотопроекта «Священный завод»

Известные фотохудожники Наталья Колесникова и Стоян Васев в рамках всероссийского выставочного проекта «Священный завод» побывали на предприятиях концерна «Уралвагонзавод» Госкорпорации Ростех, чтобы запечатлеть на рабочих местах людей труда.
4 августа 2025, 11:40
Новости партнеров

Заводская династия Омсктрансмаша стала участником фотопроекта «Священный завод»
Фото: АО "Омсктрансмаш"

География фотоэкспедиции включала Омск, Нижний Тагил и Челябинск. На Омсктрансмаше в объектив фотохудожников попали представители династии Муренцов-Резнеров, которые уже почти полвека трудятся на гусеничном производстве.

Представители династии, которых запечатлели фотохудожники, — контролёры станочных и слесарных работ и по совместительству родные сёстры Елена Муренец и Вера Резнер, слесарь механосборочных работ Евгений Муренец и подсобный рабочий Александр Резнер.

Родоначальник трудовой династии — Тимофей Антонович Крыгин. Он был мобилизован для работы на заводе в феврале 1943 года. Все военные годы трудился углевозом. Вместе с кочегарами он обеспечивал тепло заводчанам, которые круглосуточно ковали Победу в спешно сооружённых после эвакуации цехах.

Его внучка — Елена Муренец — начала свой путь на заводе в 1975 году сразу после окончания школы. Здесь она впервые увидела большое производство, и оно сразу покорило её своими масштабами. Девушке доверили ответственную работу — проверку качества изготавливаемых деталей: валов, шестерёнок, болтов, шайб и других изделий для боевых машин.

«Когда оказалась в горячем цеху, сразу поняла, что здесь будет интересно. Меня встретили огромные печи, рядом люди беспрерывно что-то делали. Как я потом поняла, они занимались термообработкой и термической закалкой деталей. Но больше всего меня удивило то, что коллектив цеха состоял из молодёжи. И мы не только работали, но и активно участвовали в художественной самодеятельности — пели и танцевали», — с теплотой вспоминает Елена Муренец.

Так, связав свою судьбу с заводом почти 50 лет назад, она остаётся верной своей профессии до сих пор. Младшая сестра Елены Афанасьевны Вера пришла на завод чуть позже — в 1982 году. Она тоже пошла в контролёры на производстве гусеничных лент.

«Я самая младшая в семье из пятерых детей. В город отправилась вслед за сестрой, чтобы помогать родителям. Работа сразу мне понравилась. Не скажу, что легко всё получалось, но зато сейчас нам с сестрой с нашей советской закалкой никакие объёмы не страшны. Мы гордимся тем, что работаем на заводе. Это наша молодость. Наша жизнь», говорит Вера Резнер.

Представитель третьего поколения трудовой династии — сын Елены Муренец Евгений работает на гусеничном производстве уже 15 лет. В прошлом он профессионально занимался футболом, был нападающим «Иртыша», но после травмы был вынужден уйти из большого спорта. По совету мамы он сменил футбольную форму, гетры и бутсы на рабочую робу и ни капли не жалеет об этом. Сейчас он мастерски управляется с финальной сборкой гусеничных лент.

«Каждый раз, приходя на завод, я понимаю — это не просто работа, это священный долг перед Родиной! Мы с ребятами собираем не просто гусеничные ленты — мы куём щит и меч для наших защитников. Когда устают руки после двенадцатичасовой смены, я думаю о наших бойцах на передовой: они сражаются за нас, а мы здесь, в тылу, делаем всё, чтобы наша техника была надёжной как скала. Каждая гусеничная лента, которую мы собираем, — это ещё один шаг к Победе. И мы будем работать так, чтобы наши бойцы могли уверенно идти вперёд на технике, собранной нашими руками», говорит Евгений Муренец.

Итогом фотоэкспедиции Колесниковой и Васева станет выставка фоторабот, которая пройдёт в Москве и Нижнем Тагиле. Она приурочена к 105-летию танкостроения. Из более чем 1000 фотокадров порядка 70 лучших снимков будут выставлены в сентябре 2025 года на станции метро «Воробьёвы горы» в Москве. Пассажиры метрополитена смогут увидеть тех, кто создаёт лучшие в мире танки и другую бронетехнику — шедевры инженерной мысли и воплощение ударного труда рабочих. Также там будут представлены экспонаты из музеев предприятий концерна «Уралвагонзавод» — свидетельства более чем вековой истории отечественного танкостроения. Затем фотовыставка переедет в Нижний Тагил и другие города.

Стоян Васев рассказал, что для него участие в проекте стало вызовом и открытием. Ранее он работал с другими промышленными направлениями — нефтью, газом, фармацевтикой, а с машиностроением столкнулся впервые.

«Это совершенно новый опыт. Здесь свежий взгляд, незамыленный глаз. Всё удивляет, всё хочется снять. Особенно потому, что речь идёт о производстве уникального продукта — танков, известных на весь мир! Это нечто большее, чем просто техника. Это — символ», — делится впечатлениями Стоян Васев.

Фотохудожникам представили творческую свободу — без жёсткого техзадания. Важным было лишь одно: показать человека труда. И, по словам Стояна, это дало мощный импульс: «Обычно тебе говорят: сними вот это, вот там, вот в таком свете. Здесь же нам сказали: вот заводы, вот идея — работайте. Это большая редкость, когда у тебя есть свобода, ты можешь поймать настоящие кадры — такие, которые цепляют. Хочется заснять не просто детали, а что-то узнаваемое, похожее на танк, чтобы зритель понял масштаб. И главное — показать, что за всем этим стоят люди. В любой точке фокуса — человек».

Наталья Колесникова отвечала за портретную часть проекта. Её задача состояла не просто в том чтобы сфотографировать людей, важно было найти контакт с героем снимка:

«Я хочу, чтобы зритель в Москве посмотрел в глаза рабочему завода. Чтобы «познакомился» с ним. Это будет не кадр, а встреча. Я хочу, чтобы эти люди получили то уважение, которого они достойны. На заводах меня больше всего поразила искренность и самоотверженность людей, их приверженность своему делу и профессионализм. Ещё хочу отметить готовность к сотрудничеству — участники съёмок охотно прислушивались к нашим просьбам и рекомендациям. Я стараюсь почувствовать человека, поговорить, увидеть, как он себя ощущает. Кто-то улыбается, кто-то сосредоточен, кто-то устал. Но в каждом — глубина. Я снимаю не позу, я снимаю суть», отмечает Наталья.

Основная идея «Священного завода» — зафиксировать в фотографии образы человека труда на промышленных предприятиях. Вдохновением для авторов проекта послужило эссе выдающегося русского писателя Александра Проханова, посвящённое Уралвагонзаводу.

Проект реализуется АНО «Культура и искусство в регионах» с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Семейные ценности и инфраструктура культуры» национального проекта «Семья».

Фото: АО "Омсктрансмаш"
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter