«Боевое братство» заявило, что мужчины в камуфляже, поющие в Омске, — мошенники

Уличные музыканты представляются участниками чеченской и Афганской кампаний, поют о синеве на беретах и погонах, и собирают деньги якобы на помощь боевым товарищам.

«Русь»

Возле импровизированной сцены на Ленинградской площади то один, то другой останавливаются случайные прохожие. Рядом остановка, магазины, так что людей подходит немало. Вот задумчиво замедлил шаг мужчина средних лет, немного послушал и положил в ящик для пожертвований бумажную купюру. Невысокая старушка трясущейся рукой тоже кинула деньги в большую красную коробку с надписью «Помощь инвалидам и ветеранам войн и семьям погибших защитников отечества». Решили поближе подойти и мы.

Я прошёл «Первую чеченскую», с марта 1995 по 1996 год, три пулевые раны, четыре осколочных. Я — краповый берет, спецназ внутренних войск, — так рассказывает о себе один из музыкантов, который представился как Александр Зюзин. По его словам, все, кто поёт в коллективе, принимали участие в боевых действиях. Сейчас они живут в разных городах. Например, сам Александр — в Подмосковье. А четыре года назад решили создать группу «Русь» на базе организации «Боевое братство» города Фрязино, чтобы гастролировать по стране, привлекать внимание общественности к тёмным пятнам российской истории, и заодно помогать тем, кому это особенно нужно.

Неужели всё так плохо? — осторожно интересуюсь я, хотя точно знаю, что льготы и финансовые выплаты ветеранам локальных конфликтов, действительно, оставляют желать лучшего. Но ответ удивляет даже журналиста.

У меня пенсия 2600, и с работой никто не хочет помогать. Я сварщик по специальности. Это же горячий цех. Брать не хотят, у меня полпечени нет!

Тогда может быть лучше оформить инвалидность? — робко предлагаю я.

Да вы что! Мне на медкомиссии говорят: «А ты пойди, докажи, что тебя не в подворотне, а в Чечне ранили!». А там такая рана — только штыком можно, — рассказывает Александр, и видя, что его слова произвели довольно сильное впечатление, продолжает. — Никто кроме нас нам не поможет, мы и пытаемся. Вот подходила мать солдата, просила поговорить с сыном, — пьёт сильно. Я поговорил. Убедил закодироваться, — продолжает собеседник, обдавая меня довольно ощутимым водочным амбре. — Вы не подумайте, денег, которые люди опускают в ящик, мы себе не берём. Мы продаём диски с нашими песнями, на это и живём, а все вырученные средства передаём в Комитет солдатских матерей. Ящик запломбирован.

Только вот телефонов этой организации Александр не вспомнил, даже не смог назвать фамилию сотрудника, с кем он договаривался о помощи и концертах.

Медали и деньги

Стерев с глаз проступившие слёзы, начинаем звонить в Комитет солдатских матерей в Омске, но на единственный указанный на сайте телефон никто не отвечает. Зато нам сразу же ответили в Омском областном отделении Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство».

Это мошенники, социальные попрошайки! Можете так и написать, — сходу комментирует председатель Андрей Дворецкий. — Простите, если говорю резко и категорично, но они нас просто позорят! Никаких музыкальных групп, собирающих на улицах деньги, в нашей организации не существует. Наши ансамбли поют патриотические песни на официальных мероприятиях, в школах, на стадионах. И когда к нам приезжают боевые товарищи из других городов, местные отделения всегда нас предупреждают. А эти гастролёры, думаю, с Украины. Такая же группа была недавно задержана в Новосибирске. При проверке у них нашли поддельные документы.

На вопрос о наградах, которые украшают Александра — «За боевое содружество», «За мужество и отвагу», «Чеченский крест» — полковник запаса Андрей Дворецкий отвечает предельно кратко:

Таких в системе воинских наград Российской Федерации не существует.

В то же время точно понять, воевали ли когда-то эти мужчины и знают ли они о той синеве, о которой поют не понаслышке, могут только правоохранительные органы. Сведения засекречены. Но официальной проверки в Омске не проводилось.