Теория Медведева, смайлы и вымытый кот. Ожидание VS Реальность работы из дома

Многие воспринимают удаленную работу как нечто прекрасное, ультрасовременное. Так, как показывают это в фильмах. Корреспондент портала Om1.ru, работающий «на удаленке» уже шесть лет, развеивает мифы.

Миф №1: Свободный режим дня

Жизнь с работой «на удаленке» некоторые представляют так, будто в сутках как минимум 36 часов. В глянцевых мечтах среднестатистический рабочий день фрилансера выглядит так: он успевает сделать пробежку, принять душ, сварить себе кофе, сделать пару важных звонков, немного поработать за компьютером, сходить за продуктами, отвезти детей в детский сад/школу/секции и вообще просто быть все время дома, занимаясь обычными делами, но при этом существовать как бы на работе.

На самом деле это очень изматывает. Если у офисных сотрудников существует строгое разделение, даже на психологическом уровне – дом/работа, то удаленные сотрудники этого лишены. Для них дом – это и есть работа. А работа – это дом. Спасением из этой ситуации может быть строгое соблюдение режима дня.

Ошибка считать, что работа на фрилансе позволит вам спать до обеда. Это касается лишь ограниченного круга лиц. Большинство же вынуждено жить по тому режиму, который диктует нам общество. Но есть одно преимущество, если ваша профессия позволяет подстроить график работы под себя, вы легко можете учитывать собственные биологические ритмы и делать свою работу тогда, когда это удобно. Я, например, чистокровный «жаворонок» по биологическим часам. Моя продуктивность выше с раннего утра, поэтому на работе я выполняю функцию «утреннего дежурного».

Мое рабочее место выглядит вот так. Ребенок тоже на карантине

Возвращаясь к теме режима дня. Одно дело, если ваши вынужденные каникулы продлятся неделю или две, а дальше вы вольетесь в свой привычный ритм. Совсем другое – если таким образом вы работаете годами. В такой ситуации планирование дня – это ваш спасательный круг. С самого утра вы должны четко понимать, сколько времени вы уделите на ту или иную задачу, во сколько вы закончите и сможете разграничить для себя понятия «Дом/работа», перебравшись, например, из-за компьютерного стола на диван. Иначе отсутствие режима рано или поздно приведет к фрустрации и депрессии.

Миф №2: Возможность совмещать быт и работу

Такой миф широко распространен среди людей старшего поколения, которые все еще воспринимают компьютер как средство досуга для несознательной молодежи. «Опять за компьютером сидит! Иди хоть мусор вынеси, что ли!» – условная фраза от условной бабушки, внук которой, «сидя за компьютером» зарабатывает суммы, в 3-4 раза превышающие ее пенсию.

К сожалению, в общественности бытует мнение, что если ты сидишь дома, пусть и работая, то вполне можешь убраться/приготовить обед/сходить в магазин/помыть кота и вообще успеть сделать массу нужных и полезных дел. Мне однажды на заре моей удаленной карьеры на полном серьезе родственники привезли двоих детей, чтобы я присмотрела за ними, пока работаю. Ну я же «все равно дома». Не хватит слов, чтобы описать, в каком разбитом состоянии я была к вечеру.

Самый распространенный и крепкий миф. Без комментариев.

Нет. Нет. Нет. Вы никогда не сможете совмещать домашние обязанности и работу. Даже не думайте об этом. Это шаг в пропасть. Может быть, где-то в Instagram живет тот самый идеальный человек, который успевает совмещать все и быть успешным. Но для меня это что-то вроде обложки рекламы, и не более того.

Предупредите своих домашних, что вы как бы ходите на работу – за рабочий стол. Когда вы там, беспокоить вас можно только в крайних случаях. Поверьте, этих крайних случаев будет более чем достаточно. Но лучше поставить определенные условия, чем не соблюдать их вовсе. Помните, режим дня – это наше все.

Существуют определенные условия, когда совмещать домашние дела и работу это просто вынужденный шаг. Например, вам не с кем и негде оставить своего маленького ребенка. В таком случае выходом из ситуации может быть договоренность с работодателем о маленьких перерывах в течение рабочего дня. Это не спасет положение полностью, но позволит сделать ее менее травматичной и для ребенка, и для рабочего процесса.

Миф №3: Свобода и комфорт

Удаленная работа предполагает, что для выполнения своих обязанностей вам нужен только телефон и компьютер. Ваш внешний вид при этом не играет совершенно никакой роли. Возможно, вы будете самым продуктивным сотрудником вашего офиса, работая лежа на диване в трусах. Возможно, вы будете кайфовать от этого первые пару месяцев. Потом в ваши ноющие от безделья мышцы спины начнет дышать та самая фрустрация. Дисциплина – это второе наше все в работе фрилансера после режима дня.

Продолжите все свои офисные привычки по сбору на работу. Не поленитесь встать пораньше, заправить постель, принять душ или хотя бы умыться и почистить зубы, наденьте приличную одежду и приготовьте себе завтрак. Так к началу рабочего дня вы будете более собранны и организованны.

Если вы пользуетесь ноутбуком, старайтесь работать за столом. Выполняйте все рекомендации здравоохранения по оборудованию рабочего места. Это высота стола в пределах от 68 до 80 сантиметров, стул должен быть регулируемым по высоте, монитор рекомендуется располагать на безопасном расстоянии от глаз и ниже линии взгляда. Ступни ног должны располагаться на полу, спина должна быть прямая. Несоблюдение этих рекомендаций очень скоро отразится на вашем позвоночнике, просто поверьте.

В идеале ваше рабочее место должно быть таким. Подчеркну – в идеале...

Делайте перерывы на физкультминутку. Здесь у вас также есть преимущество перед офисными работниками. В офисах зачастую время тратится на разговоры, распитие чая, перекуры и так далее. Используйте отсутствие этих отвлекающих факторов во благо собственного здоровья. Элементарное упражнение на скручивание, например, может спасти вас от остеохондроза.

Миф №4: Одиночество в сети

При условии удаленной работы ваш круг общения сузится до пределов собственной семьи. Но это не значит, что вы выпадете из общественной жизни. На помощь вам придут рабочие чатики. Их может быть очень много, настолько много, что они будут серьезно отвлекать от работы. Но без них рабочий процесс не сможет быть организован.

Не стесняйтесь созваниваться с коллегами в случае необходимости. Некоторые вопросы быстрее, проще и эффективнее решать по телефону. Это же касается конфликтных ситуаций. Помните, что в переписке кто-то может воспринять точку в конце вашего сообщения за скрытую агрессию.

Будьте доброжелательны в общении с коллегами, не пренебрегайте смайликами, даже если вы их не любите. Делайте все, что возможно, чтобы человек по ту сторону экрана воспринимал вас не как что-то мифическое, а видел за вами конкретную личность со своими пристрастиями, привычками и недостатками.

Если честно, в этом механизме за шесть лет работы на фрилансе я так до сих пор и не разобралась. И зачастую некоторые мои коллеги делают неправильные выводы о моем настроении через призму сообщений, которые чаще всего просто пишутся наспех и без обдумывания последствий. Не будьте, как я. Используйте смайлики.

И напоследок, «карантикулы» – это возможность для всех нас получить новый опыт. Вспомните, как всего каких-то полгода назад бывший премьер-министр РФ Дмитрий Медведев предлагал сократить рабочую неделю и перевести работников «на удаленку». Это наш шанс проверить теорию Медведева в деле.

Ольга Бордюкова
заместитель главного редактора
30 марта 2020, 13:15