Что делать, если преследуют коллекторы? Инструкция

Рассказываем, как защитить себя от назойливых вышибал долгов.

Случалось ли вам отвечать на телефонный звонок с неизвестного номера и слышать на другом конце слова «коллектор», «долг», «кредит»? Если да, то вам знакомо это ощущение ужаса и возмущения, особенно, если кредитов вы никогда не брали или уже давно выплатили.
Но что делать, если звонки и сообщения продолжают поступать? К кому обращаться, чтобы прекратить этот кошмар?

Что нужно знать

Деятельность коллекторских агентств на территории РФ регулируется федеральным законом № 230, принятым летом 2016 года. Он защищает права и законные интересы граждан при взаимодействии с коллекторскими агентствами.
Если обратившийся к вам человек представляется коллектором, то для начала стоит проверить его полномочия — не исключено, что он может быть мошенником. Для этого необходимо выяснить ФИО коллектора и данные о кредиторе, а также лице, действующем от его имени или в его интересах. Проще говоря, коллектор должен предъявить удостоверение. А ещё копию свидетельства о внесении сведений об организации, которую он представляет, в государственный реестр.

Если вы брали кредит

Должник, который признаёт, что является таковым, должен знать свои права. Так, коллекторы могут связываться с ним только следующими способами:

При этом сборщики долгов могут звонить только с одного номера телефона и общаться только непосредственно с должником. Общение с его родными, друзьями, знакомыми и коллегами запрещено. Исключение составляют только созаёмщики или поручители по кредиту. Звонить коллекторы могут только дважды в неделю с 8 до 22 часов по будням и с 9 до 20 часов — в выходные и праздники. Итого, звонить коллекторы могут не больше восьми раз в месяц в установленные часы.
При подаче заявления на банкротство плательщика, все претензии кредиторов должны немедленно прекратиться. Все финансовые требования необходимо направлять в арбитражный суд, а решать долговые вопросы будет финансовый управляющий.

Если вы не брали кредит

Как уже был сказано раньше, коллекторам нельзя обращаться к родным, коллегам, друзьям и знакомым должника по вопросам взыскания долга. Все нарушения необходимо зафиксировать и отправить жалобу в Федеральную службу судебных приставов. Даже если общаются вежливо и корректно — это всё равно нарушение, за которое компания должна ответить.
Случается и такое — кредитов вы никогда не брали, но в Бюро кредитных историй вы значитесь злостным неплательщиком. В этом случае речь идёт о мошенничестве и необходимо немедленно обратиться в правоохранительные органы.

Недобросовестные коллекторы иногда предпочитают возвращать долги своеобразными методами. Например, людям пишут сообщения в соцсетях с требованием добиться выплаты долга от соседки, с которой они даже не знакомы. В противном случае угрожают запенить входные двери и разрисовать баллончиками подъезды дома. Это прямое нарушение закона, о котором нужно сообщать в полицию.

Куда обращаться, если права были нарушены?

Контроль за деятельностью коллекторских агентств осуществляет Федеральная служба судебных приставов. В случае выявления фактов нарушения действующего законодательства надзорный орган уполномочен привлечь компанию к административной ответственности. Нарушителям грозит наказание в виде штрафа: от 5 тысяч до 10 тысяч рублей для граждан, для должностных лиц — от 10 тысяч до 20 тысяч рублей и от 20 тысяч до 100 тысяч рублей для юридических лиц.

Евгений Быков, начальник МВД России по городу Омску, полковник полиции:

«В случае любого психологического давления, высказывания угрозы физической расправы или иного нарушения закона сотрудником организации, взыскивающим задолженность, вы имеете право обратиться с заявлением или жалобой в полицию либо надзорные органы».