В 2014 году из-за санкций Запада Россия ввела продуктовое эмбарго. С полок магазинов исчезли импортные сыры, хамон и другие мясные, молочные продукты, рыба, орехи и соль. С тех пор креветки в РФ поставляют из Белоруссии, польские яблоки тоннами уничтожают под гусеницами бульдозера, а про то, что такое американский бройлер, уже мало кто помнит.
В 2022 году Россия столкнулась с новыми санкциями Запада. В результате от сотрудничества со страной отказались крупные иностранные автомобильные, авиационные, IT-корпорации, бренды одежды, обуви, косметики. Прекращены поставки в РФ зарубежной бытовой техники. Шеф-редактор портала Om1.ru поговорил с экспертами об импортозамещении. Где Россия добилась успехов, а где придётся наращивать темпы или создавать всё заново?
По словам депутата Государственной Думы от Новосибирской области Рената Сулейманова, за прошедшие восемь лет Россия успешно решила проблемы с продовольствием. В полтора раза выросли объёмы производства пшеницы, что позволило продавать её за границу. Однако аграрии по-прежнему зависят от импорта. Большинство семян, которые они используют для посадки зерновых и других культур, — привозные. По мнению парламентария, в стране не до конца решён вопрос животноводства. До недавнего времени некоторые виды мяса в Россию поставляли из-за рубежа. Часть кормов для скота, опять же, иностранные.
«Россия первая в мире страна в области атомной энергетики и космической промышленности. У нас разрабатывают тяжёлые ракетные двигатели, которые выводят на орбиту крупнотоннажные корабли. В этом мы всегда опережали США. Но вот промышленность и машиностроение в РФ, мягко говоря, в упадке. И вместе с ними фармацевтическая отрасль. К сожалению, даже во время пандемии у нас не смогли наладить выпуск медикаментов. Я не говорю, что на прилавках аптек сплошь импорт, но 80% лекарств — да», — констатирует Сулейманов.
По его словам, в нынешних условиях импортозамещение должно стать целью. Иного пути нет. В России сохранился большой научный потенциал, квалифицированные кадры. Важно осознать, что без участия науки развитие передовых технологий невозможно.
Санкции Запада, уверен он, дают объективный толчок к смене экономического курса. Какие-то технологии на время можно заменить китайскими, но полностью открывать рынок для Востока нельзя. По словам Рената Сулейманова, добиться прорывных показателей поможет советский опыт. Наладить собственное производство, сформировать внутренний рынок и восстановить экономику, считает он, Россия сможет через пять-десять лет.
В области гражданской авиации импортозамещение полностью отсутствует. Чтобы исправить ситуацию, было достаточно времени, но этим не воспользовались, констатирует Ренат Сулейманов. В итоге по авиаперевозкам ударили санкции Запада.
«Мы неоднократно говорили, что развивать гражданскую авиацию необходимо. У нас есть неплохие проекты, тот же SuperJet, МС-21, но они по большей части всё это время пробуксовывали. В итоге мы имеем сейчас арендованные воздушные суда, но летать на них не можем. Основной парк наших самолётов отправили в утиль, хотя там были замечательные образцы. Возьмём Ил-86, на нём сегодня летает президент. У этого судна за всю его историю не было ни одной аварии. В России есть проблемы с производством авиационных двигателей, но у нас было достаточно времени, чтобы исправить ситуацию и гражданскую авиацию восстановить. Конечно, эти процессы и сейчас пойдут, потому что это важная отрасль нашей экономики», — отмечает депутат.
Точку зрения парламентария разделяет бывший военный лётчик, полковник авиации Олег Волобуев. По его словам, крах отечественного как гражданского, так и военного самолётостроения начался в 1990-е годы и продолжился в 2000-х. Часть предприятий по производству лайнеров, а также конструкторских бюро сохранилась, но либо переформатирована, либо переорганизована. Как результат — в стране почти не осталось заводов по производству комплектующих частей для авиации. Это стало особенно актуально после западных санкций, особенно когда Китай отказал российским авиакомпаниям в поставке запчастей. Сейчас они вынуждены закупать их в Индии и Турции.
«Советский союз был великой авиационной державой. В нашей стране создана Объединённая авиастроительная корпорация. Может быть, ей удастся решить некоторые вопросы при нынешнем положении дел. Специалисты, которые конструируют авиационную технику на самом высоком уровне, у нас пока ещё есть. А вот производство отдельных комплектующих вызывает много вопросов и оставляет желать лучшего», — отметил Олег Волобуев.
Он добавил, что если сейчас не предпринять кардинальных мер, в будущем сложно будет говорить о том, какое место Россия займёт на рынке, какие образцы она будет представлять и как решатся вопросы авиационных пассажирских перевозок и производства воздушной техники.
Заместитель председателя строительного комитета Заксобрания Новосибирской области Вадим Агеенко убеждён: в сфере ЖКХ — настоящий простор для импортозамещения. По его словам, мусоровозы почти сплошь заграничные — Scania и Mercedes. Они, конечно, красивые, но стоят дорого. К тому же надёжность их сейчас под вопросом. Неизвестно, сколько они проработают и когда понадобятся запчасти, которых в России либо осталось мало, либо уже нет совсем.
«Раз уж мы перестаём дружить с Европой, давайте поддержим отечественного производителя. Почему бы те же мусоровозы не закупать на базе автомобиля КамАЗ? Это выгодно, а жителям всё равно, на какой машине повезут отходы», — уверен Вадим Агеенко.
Ещё одна область для импортозамещения — производство мусорных баков. Почти все установленные в Новосибирске ёмкости немецкого производства. В Германии налажена переработка вторсырья, выпуск продукции из него и дальнейшая продажа по всему миру. Почему бы не организовать такие же цеха в Новосибирской области и не делать свои баки?
«Мы практикуем раздельный сбор отходов. Пластика в России достаточно, можно из него делать баки. В стране два подобных предприятия есть — в Татарстане и в Ханты-Мансийском автономном округе. Но у них много заказов, они не успевают обслуживать все. Так почему бы не наладить собственное производство? Пластик можно весь не продавать, часть оставлять. Потребность в баках достаточно высокая. Те, что привезены из Германии, стоят на 20–30% дороже», — предлагает Вадим Агеенко.
Какие из этих или других идей будут приняты на федеральном уровне — покажет время. Главное, что для развития и восстановления у нас есть все возможности.