Генеральный директор ТГК-11 выступил с докладом на Международном форуме «Российская энергетическая неделя»

АО «ТГК-11» на V Международном форуме «Российская энергетическая неделя» представило доклад «Золошлаки как реальная альтернатива замещения естественных природных ресурсов при строительстве автомобильных дорог на примере проекта «Северный обход города Омска».

Генеральный директор компании выступил спикером на одном из круглых столов. В своем докладе он акцентировал внимание на экономической и экологической важности использования золошлаков в дорожной отрасли.

Планируется, что «Северный обход города Омска» станет пилотным проектом с использованием при его строительстве золошлаковых смесей из золоотвалов Омских ТЭЦ. Для Российской Федерации это уникальный проект строительства дороги, который решает не только вопрос транспортной загруженности Омской агломерации, но и рационального использования продуктов горения угля взамен природных ресурсов. Потенциал применения золошлаковых смесей при строительстве автодороги составит 7,5 млн.тонн.

По заключению экспертов «Российского дорожного научно-исследовательского института» (РОСДОРНИИ) и «Сибирского государственного автомобильно-дорожного университета» (СибАДИ) золошлаковые смеси Омских ТЭЦ в чистом виде пригодны для сооружения основания автомобильной дороги, а при добавлении извести, цемента, металлургических шлаков — в рабочих слоях и дорожной одежде. Объём использования золошлаковых материалов в конструкции дороги может составлять до 80%. Проведенные исследования говорят о стабильности материала, что принципиально подтверждает возможность использования золошлаков в дорожном строительстве как в чистом виде, так и с добавлением укрепляющих добавок.

Сейчас для строительства автомобильных дорог используется песок и суглинки. Песок добывается в основном в русле Иртыша и транспортируется до мест строительства по реке, при этом новые месторождения песка и суглинков располагаются всё дальше от основных строек, увеличивая транспортную составляющую стоимости строительства. Золоотвалы Омских ТЭЦ расположены на границе города Омска, запасы золошлаков в них способны обеспечить строительную и дорожную отрасли Омской области техногенным грунтом в горизонте 15–20 лет с экономией затрат на материал и логистику.

Масштабный проект федерального значения «Северный обход города Омска», готовится к реализации в ближайшие 6 лет. Он предусматривает строительство автомобильной дороги с интенсивным движением протяженностью более 62 километров. На будущей трассе запланированы мосты через реки Иртыш и Омь, а также 15 путепроводов и 5 транспортных развязок. Новая дорога позволит ежедневно в комфортном режиме пропускать 42 тысячи автомобилей и сократит время нахождения в пути между районами в среднем на 40%. Трасса важна не только для Омского региона — она откроет новые возможности для транспортного сообщения между Западной, Центральной и Восточной Сибирью, обеспечит толчок к развитию инвестиционного потенциала региона.

В дискуссии круглого стола принимали участие представители Министерства энергетики РФ, генерирующих компаний России, предприятий строительной отрасли, специалисты из Республики Беларусь, Индии, Индонезии, Объединённых Арабских Эмиратов, которые поделились опытом использования золошлаковых материалов в народном хозяйстве своих стран.Международный опыт демонстрирует положительные результатыприменения золошлаков в различных сферах: строительстве, производстве строительных материалов, сельском хозяйстве. Объём применения золошлаков в большинстве стран, использующих угольное топливо для производства энергии, составляет от 50 до 90 процентов от их образования.

Вовлечение вторичных ресурсов в хозяйственный оборот содержит неоспоримые экологические и экономические преимущества для увеличения потенциала развития Омской области, а реализация проекта «Северный обход г. Омска» с использованием золошлаков станет драйвером использования строительных материалов техногенного происхождения в дорожной отрасли на территории других регионов России.