Или, как её называют, Болонский процесс. Он был запущен в 1999 году в итальянском университете города Болонья. Система подразумевает единую систему обучения европейского пространства для универсализации норм образования. Она состоит из трёх ступеней:
Ключевая особенность системы — сопоставимые и лёгкое читаемые степени обучения. Это позволяет студенту переходить в разные университеты во время обучения и минимизировать количество пересдаваемых предметов в рамках академической разницы.
Кроме этого, Болонская система позволяет учитывать дипломы стран, входящих в эту систему, на равных правах. Вступившие в соглашение вузы работают по системе кредитов (Европейская система перевода и накопления баллов (ECTS)). Для успешного завершения учебного года студент должен набрать определённое количество баллов, которые выдаются ему на основе количества учебных часов, работы на семинарах, подготовки проектов и другой деятельности.
Чтобы набрать нужное количество баллов, студент самостоятельно выбирает свою нагрузку и составляет учебный план по своим интересам и нуждам.
|
---|
Официально Российская Федерация вступила в Болонскую систему в 2003 году, но полный переход состоялся только к 2011-му: в 2007-м университеты начали принуждать перестраиваться, через четыре года система полностью заработала. Более того, некоторые направления в вузах сохранили привычное пятилетнее обучение по специалитету, а баллы ECTS так толком и не дошли до университетов.
Вузы не хотели переходить на новую систему, так как это сокращало финансирование. В бакалавриате в среднем на 40% меньше учебных аудиторных часов, они отводятся на самостоятельное обучение студента. К этому прибавилось и то, что обучение по новой системе идёт на один год меньше.
Столь долгий переход был неспроста. В России должны были создавать новые учебные планы в соответствии со стандартом бакалавриат + магистратура, но по факту проходило просто упрощение специалитета, что нарушало гармонию Болонской системы.
В России она видоизменилась: специалитет стал приравниваться к магистратуре. Но в других странах-участницах это программа была ближе к бакалавриату, что уже затрудняло интеграцию в Европейскую систему.
С самого начала вступления России в Болонскую систему появились специалисты, критикующее это решение. Со временем их количество только возрастало, что привело к ожидаемому итогу.
|
---|
Корреспондент портала Om1.ru связался со студентом, обучающимся в магистратуре по программе «Психология» в одном из главных университетов Нидерландов и узнал, как работает эта система в странах Европы.
«Именно по нашей специальности после бакалавриата можно пойти работать никем. Разве что HR-специалистом, но это далеко не факт. Поэтому мы все пошли в магистратуру, и это не только в нашем направлении. Есть ещё люди, например, из сферы бизнеса, которым тоже нужно идти в магистратуру, потому что они как бы не до конца квалифицированы. В специфике нашей профессии большинство профильных навыков обсуждается в магистратуре», — отметил студент.
По личным наблюдениям собеседника, подобные сложности возникают в Великобритании, Германии и Нидерландах. Это может быть связано с общим уровнем образованности стран и большим количеством экспатов — квалифицированных работников, которые переезжают в эти страны для жизни.
|
---|
С июня политики активно обсуждают новый путь, по которому пойдёт российское образование. Много споров и предложений медленно продвигают этот процесс, но уже сейчас понятно, что скорого решения ждать не стоит.
Самой популярной точкой зрения по поводу будущего образования в России является путь соединения существующей и действующей ранее систем. Предлагается сохранить бакалавриат и магистратуру для части направлений, но увеличить количество специалитета на усмотрение университета.
Первый заместитель главы думского комитета по науке и высшему образованию Олег Смолин уверен, что в ближайшем будущем можно ожидать нескольких изменений:
«Мы не можем отвечать за решения Министерства высшего образования и науки. Но, с моей точки зрения, должны быть стандарты по специалитету и бакалавриату по всем направлениям подготовки, а также право вуза выбирать, какие направления он считает наиболее эффективными для проведения по специалитету, а какие по бакалавриату. Думаю, что чем выше требуется квалификация, тем меньше требуется бакалаврская подготовка. Например, сюда мы можем отнести инженерные специальности, физика и так далее», — рассказал Олег Смолин в комментарии порталу Om1.ru.
Деканы факультетов находятся ближе всего к реальной обстановке дел, и дать им возможность определять, по какой системе будет учиться то или иное направление, депутату кажется самым правильным решением.
|
---|
Другим вопросом является соотношение российских дипломов с европейскими. Многих будущих специалистов волнует вопрос о том, в каком виде за рубежом будут приниматься их документы об образовании.
Изменяя систему внутри страны, власти наверняка изменят статус разных дипломов и в России.
«Престижность диплома будет зависеть от сферы, где вы планируете работать. Если в сфере промышленности, то скорее это будет специалитет, если в сфере науки — то магистратура. Но надо понимать, что и магистратура может плодить недоучек, если в магистратуру поступают не по профильной или смежной специальности бакалавриата. Например, маркетолог-дефектолог пойдёт на учителя, который будет работать с детьми с ОВЗ. Или бакалавр-ветеринар, который собирается стать историком, за два года он вряд ли освоит историю. Поэтому мы требуем, чтобы либо программы магистратуры были совместимы с предыдущими программами бакалавриата, либо специалитет», — пояснил Олег Смолин корреспонденту портала Om1.ru.
В ближайшее время образ российского высшего образования станет более внятным, профильное министерство обещало представить свой проект, который даст больше понимания, какой вектор развития будет выбран.