Гуглить и чилить или искать и отдыхать? Омский блогер о том, нужно ли защищать русский язык

О процессах в русском языке, неизбежности в нём иностранных слов и новом законе о защите русского языка рассказал омский блогер Степан Кошкарёв.
Фото: Om1.ru.
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе:
Степан Кошкарёв
блогер

Русский язык могуч и велик, но сегодня он, как и многие другие языки, не находится сам в себе, границы для технологий, информации, людей открыты (ну почти). Он взаимодействует с быстроизменяющимся миром, наполняется новыми словами, которые не всегда понятны и ясны для всех. Новые слова неизбежно появляются в нашем языке, разбавляя тот самый могучий и великий. Неизбежность этого процесса связана с тем, что мир технологически усложняется, появляются новые явления, углубляется разделение в рамках существующих.

Например, слова «тренд» и «тенденция» — очень близки по значению (я про бытовое ежедневное их использование), но всё же описывающие в сути разные явления. Тренд скорее как мода, которая скоро пройдет и не обязательно, что последующее будет выходить из логики предыдущего, а тенденция — нарастающий процесс, повторяющаяся закономерность, которая приведёт к какому-то логичному результату.

Тренд этого сезона… Тенденция непопулярности длинных текстов…

Оба слова иностранные, но второе уже вполне «обрусевшее». Если заменить их на русское «склонность» или «направленность», то смысл описанных выше примеров несколько исказиться, хоть и не потеряется совсем.

Может в этом и есть могущество и величие русского языка, который вбирает в себя иностранные слова и придаёт им оттенки, которые всё больше обогащают речь?

С другой стороны, язык отражает материальный мир вокруг и положение общества в этом мире. 30 лет деиндустриализации, экономической и научно-технологической деградации (в рамках своей страны) привели к двум важным вещам:

Запрет использовать иностранные слова не поменяет того, что вы чилите в смартфоне, гуглите в браузере, раздаёте интернет через wi-fi, а я разбираюсь в SMM.

Но перейду к главному.

В Госдуме вдруг озаботились тем, что русский язык кто-то испортил (главное не называть имён, а то вдруг окажутся уважаемые люди) и решили принять закон о его защите. Инициатива предполагает «осуществление контроля за соблюдением должностными лицами органов и организаций, гражданами РФ норм современного русского литературного языка».

Обсуждается введение административной (благо не уголовной) ответственности за нарушение. Ориентиром для лингвистической экспертизы будут нормативные словари и справочники, фиксирующие нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного.

Определять порядок формирования и требования к составлению нормативных словарей будет правительство России на основании предложений правительственной комиссии по русскому языку.

В стране других проблем ведь нет? Бедность побеждена, экономика растёт, сейчас ещё русский язык поправим и вообще будет всё хорошо.

И как это назвать? Имитация деятельности? Мимикрия работы? Но лучше я просто тут вставлю цитату с одного канала:

«По данным ЭКЗИТПОЛОВ, во всех ПРАЙМЕРИЗ побеждают патриоты, которые на БРИФИНГАХ и ИНАГУРАЦИЯХ заявляют о любви к русскому языку и ни в коем случае не допустят его ДЕФОЛТА и ЭСКАЛАЦИИ с другими языками».

И мне тут ещё одна новость попала на глаза:

«Снижение реальных доходов населения отмечается в России с 2016 года, это влияет на возможность семей строить долгосрочные планы, сообщила первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Ольга Баталина».

А знаете в чём связь?

Если принять закон о защите русского языка, то граждане лучше жить не начнут, но спорить будут не о доходах и о том, как жить, а о том, как избавить улицы от иностранных вывесок.

Нужно ли поднимать общую культуру в нашей стране? Да, но не запретами или ограничениями, а повышением доступности качественного образования, нормальными ценами на книги, достойными произведениями кино и театра. А для этого нужна материально-экономическая база, которая будет опираться на собственное производство, а не на обмен черного золота на бусы.

Анастасия Алексеева
корреспондент
22 декабря 2022, 14:30