«Она плакала каждый день». Омичка рассказала, как её дочь столкнулась с буллингом и победила

Мы поговорили с психологом, чтобы узнать, по каким признакам можно заподозрить буллинг и что с этим делать.

Школьный буллинг является распространенной и серьёзной проблемой, которая имеет негативные последствия для учащихся. Это форма агрессии, которая проявляется в систематическом запугивании, издевательствах, унижениях и физической или эмоциональной жестокости.

Последствия буллинга могут быть разрушительными для жертвы. Она испытывает эмоциональную боль, депрессию, тревогу и страх, что может привести к снижению самооценки и социальной изоляции. Именно это едва не произошло в одной из омских семей.

«Варя с раннего детства была очень общительной, яркой и открытой личностью, — рассказывает мама жертвы, — Когда она пошла в садик, сразу нашла со всеми общий язык, со всеми подружилась. Поэтому, когда пришло время идти в первый класс, я особо не переживала. Зная характер дочери, я была уверена, что она точно найдет себе друзей.

Поначалу так и было. Но потом я решила отдать её в танцевальный кружок. Там с трех лет занималась танцами её одноклассница. Она привыкла стоять в центре, но тут руководитель решил поставить в центр мою дочь. Во время перерыва та девочка попыталась столкнуть Варю со сцены и сказала:

«Только я буду всегда стоять первая, а ты никогда не будешь!»

С этого момента и началась сначала неприязнь со стороны этой девочки к Варе, а потом и травля.

Весь первый класс Варя дружила со всем коллективом. Во втором классе та девочка стала говорить про Варю, что она всех обзывает. Один раз она пришла домой из школы и со слезами на глазах сказала, что с ней никто не дружит. А на следующий день обидчица залезла ногами на парту, и на весь класс кричала, чтобы с Варей никто не дружил».

Комментарий психолога: как правило, агрессоры могут использовать манипуляцию, чтобы контролировать ситуацию и настроение жертвы. Они могут лгать, обещать помощь или другие льготы, чтобы получить доверие жертвы. Также агрессоры стремятся изолировать свою жертву от других людей, чтобы усилить свое влияние. Они могут причинять жертве боль и страх, чтобы та не обращалась за помощью или поддержкой. Зачинщики могут использовать психологическое давление, чтобы добиться контроля над жертвой.

«Целую четверть с моей дочкой никто не разговаривал. Она плакала каждый день и в школе, и дома. Учительница всё знала и пыталась повлиять на эту ситуацию, проводила беседы с классом, утешала мою дочь. Вскоре бойкот прошёл, и дети сами начали тянуться к Варе. Но потом она заболела, и не ходила в школу месяц, а когда вернулась, с ней снова никто не разговаривал. Одноклассники демонстративно обсуждали Варю, чтобы она слышала. На этот раз бойкот и насмешки продолжались до конца года.

Когда начался четвертый класс, дети совсем перестали слушать учителя, могли позволить себе издевательства прямо на уроках. Они в открытую называли её тупой, наглой, уродиной и прочими оскорблениями. На перемене одноклассники кидали её тетради и прятали одежду. Когда Варя отвечала на уроках, дети начинали громко разговаривать».

Как понять, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Перемена поведения и эмоционального состояния: ребёнок может стать более замкнутым или, наоборот, агрессивным, испытывать сильное чувство страха и тревоги, показывать признаки депрессии, часто рыдать, иметь проблемы со сном и аппетитом.
Внезапная нелюдимость: ребёнок может отстраняться от сверстников, не участвовать в играх и проводить время в одиночестве
Физические следы. Буллинг часто сопровождается насилием, поэтому родители могут заметить следы ссадин, синяков и других повреждений. Возможно, ребёнок будет скрывать свое тело одеждой.
Изменение интересов и хобби. В результате постоянного давления и насмешек ребёнок может отказываться от своих прежних увлечений

«Дома Варя отказывалась от еды и почти не выходила из комнаты, называла себя страшной. Уже всем было заметно её подавленное настроение. Были разговоры и с директором, и с родителями, но всё было бесполезно. Родители вовсю отнекивались, мол, не могло их драгоценное чадо сказать нечто подобное. И даже когда классный руководитель подтверждал мои слова, родители всё отрицали. После обсуждения с учителем мы приняли решение перевести Варю в другую школу.

Теперь она учится в шестом классе. В новой школе всё сложилось благополучно, коллектив очень дружный. Недавно её класс выбирал старосту, все проголосовали за Варю. Она уже год регулярно занимается с психологом и спокойно говорит о произошедшем, а своих обидчиков жалеет».

Буллинг представляет серьёзную проблему, с которой сталкиваются многие школьники. Если ваш ребёнок стал жертвой буллинга, вам, как родителю, необходимо принять немедленные меры для его защиты и разрешения этой ситуации: