
Вот уже полмесяца, как омичи живут с обновлённым бульваром Архитекторов. Движение открыли, транспорт поехал, даже новый троллейбусный маршрут запустили. Впервые за десятилетия, между прочим!
Однако есть в этой бочке мёда и ложка дёгтя. Местные жители недовольны тем, как бульвар вписали в окружающую среду. Где-то неудобно выезжать из дворов или лужи на стыках возникли, где-то существующие тротуары неудачно состыковали с новыми, а где-то этих тротуаров попросту нет. И жителям домов приходится протаптывать тропинки прямо по свежепосеянному газону — домой-то с остановки попасть надо.
В мэрии на претензии омичей отвечают, что проблема в земельных участках. Подрядчик, мол, имел право работать только на участке самого бульвара. А окрестные территории — это уже другие участки, туда залезать нельзя, это зона ответственности окружной администрации. И это понятное объяснение: действительно, есть правила. Есть нормы. Чиновники и проектировщики за них выходить не могут. Тротуары обещают достроить потом, по обращениям активных горожан.
А мне почему-то вспомнилась одна беседа. Лет пять назад мы с другом, владельцем профильной IT-компании, обсуждали за кружкой чая вопросы управления городом. Он рассказывал, что это управление двигается в сторону цифровизации, отдельные информационные системы должны объединяться. Чтобы не было так, чтобы сначала дорожники по плану асфальтируют дорогу, а через неделю её раскапывают коммунальщики — потому что у них по плану замена труб.
И мне кажется, что здесь, с бульваром, у нас похожая проблема. Есть зоны ответственности, и внутри этих зон вроде всё понятно, кто, что и почему сделал. Но единой системы, которая позволяла бы не только проектировать благоустройство, но и эффективно встраивать его в существующий город, чтобы все жители получили свои тротуары, как будто бы и нет.
Феодальная раздробленность какая-то.