Медицинский психолог Юлия Рубцова, работающая в диспансерном отделении Клинической психиатрической больницы им. Н. Н. Солодникова, поделилась с родителями младших школьников полезными советами, как научить детей делать домашние задания самостоятельно.
Рубцова объяснила, что у детей младшего школьного возраста только начинает формироваться способность к произвольному вниманию, необходимая для выполнения домашних заданий. Поэтому, если ребёнок не хочет делать уроки, это скорее означает, что у него пока не получается, а не лень.
Вот несколько полезных рекомендаций от психолога:
Строгий, но гибкий режим
Родителям нужно установить конкретное время для выполнения домашних заданий, но учитывать расписание ребёнка, его дополнительные занятия и семейные дела. Важно, чтобы учёба не стала наказанием, когда вся семья занята чем-то интересным.
Оптимальное время для занятий
Лучшее время для уроков — через 1–1,5 часа после возвращения из школы. Это время позволяет ребёнку отдохнуть и разгрузиться. Полезны также кратковременные физические нагрузки, такие как прогулка на свежем воздухе, которые улучшат концентрацию.
Рациональное распределение времени
Если ребёнок быстро устаёт, стоит делать короткие перерывы каждые 20–30 минут, позволяя ребёнку выполнить лёгкие физические упражнения (приседания, отжимания, танцы). Важно не увлекаться активными играми, чтобы перерыв не затянулся.
Поощрение и поддержка
Хвалите ребёнка за любые достижения, даже маленькие. Позитивное подкрепление помогает укрепить мотивацию и уверенность. Главное — акцентировать внимание на успехах.
Помощь, а не замена
Родители должны быть опорой, но не делать уроки за ребёнка. Вместо этого помогайте ребёнку найти правильное решение, объясняйте непонятные моменты, но не решайте за него задачи.
Контроль эмоций
Эмоции родителей сильно влияют на ребёнка. Даже если вы не проявляете раздражение напрямую, ребёнок может почувствовать ваше напряжение. Будьте спокойны и терпеливы, чтобы создать благоприятную атмосферу для учёбы.