Как сообщает Омскинформ, по технологическим показателям предприятие теперь на равных соревнуется с нефтезаводами США, оставив позади европейских и японских переработчиков нефти. Все это стало возможным благодаря масштабной модернизации завода.
Нефть с выходом
Важнейший вопрос развития любого нефтеперерабатывающего предприятия — увеличение выхода светлых нефтепродуктов. Речь идет вот о чем. Если взять, к примеру, нефть Urals (такая марка на международной бирже присваивается российской нефти) и поэтапно нагревать до определенной температуры, то из нее можно получить примерно 20% бензина и 30% дизельного топлива — это и есть светлые нефтепродукты. Оставшиеся 50% — мазут, который мало где сейчас применяется и очень дешево ценится на рынке. Из оставшегося мазута также можно получить дополнительные объемы светлых нефтепродуктов (бензины, дизтопливо, автомасла), но для этого необходимо модернизировать производство и применять современные технологические решения.
Технологии, позволяющие увеличивать выход светлых нефтепродуктов, позволяют обеспечить и более высокую очистку, до минимума снизить содержание серы в моторном топливе. А современная нефтепереработка становится процессом практически закрытого типа, с минимальным воздействием на окружающую среду.
Заслуженное лидерство
Омский НПЗ уже традиционно держит пальму первенства в отрасли, сохраняя темпы производства 2015 года, когда было переработано около 21 млн тонн нефти, а на рынок было поставлено 6,3 млн тонн дизельного топлива и 4,4 млн тонн бензина.
И только «Киришинефтеоргсинтез», дочернее предприятие «Сургутнефтегаза», смогло подобраться ближе всего к омичам, переработав 18,5 млн тонн углеводородного сырья.
Согласно отчету за первый квартал 2016 года, опубликованному центральным диспетчерским управлением топливно-энергетического комплекса (ЦДУ ТЭК) Министерства энергетики России, выход светлых нефтепродуктов на Омском НПЗ уже превысил 71%, что тоже наглядно демонстрирует его лидерство в стране. Второй в этом рейтинге российский завод — «Пермнефтеоргсинтез» — достиг пока 67,4%, а следующий за ним и тоже принадлежащий «Лукойлу» «Нижегороднефтеоргсинтез» — 66,8%.
Один из самых важных показателей в отрасли — глубина переработки нефти. Он позволяет судить, насколько эффективно используется углеводородное сырье, какие технологии применяются, как организован производственный процесс на предприятии.
Глубина переработки нефти на Омском НПЗ сейчас составляет без малого 92%. Перед нами стоит задача стать лидером не только российской, но и мировой нефтеперерабатывающей индустрии. К 2020 году мы планируем достичь 97% глубины переработки, в то время как в США этот показатель равен 94%, в Японии — 91%, а в Европе — 88%.
Чудес не бывает. Чтобы получить такие результаты и ставить перед собой еще более амбициозные цели, потребовалось не только выйти на новый организационный уровень, но и направить колоссальные инвестиции в развитие предприятия. Во многом это стало возможным благодаря переводу ОНПЗ на процессинговую схему работы. Именно процессинг позволил приступить к масштабной модернизации завода — только в период с 2008 по 2015 год «Газпром нефть» инвестировала свыше 100 млрд рублей. Насколько эффективны были эти вложения, говорит тот факт, что завод сохранил крупнейшие в стране объемы переработки нефти, увеличил глубину и качество переработки и превратился в технологического лидера отрасли, использующего только самые передовые технологии.
Эксперты уверены, что столь масштабной модернизации могло и не быть, если бы не инвестиционная программа «Газпром нефти». Маловероятно, что в текущей сложной экономической ситуации при возросшей стоимости кредитов и постоянном изменении налоговых условий завод самостоятельно мог перестроиться и по-прежнему оставаться конкурентоспособным.
Инвестиции в экологию
Программа модернизации Омского НПЗ — это, по сути, строительство практически нового завода, соответствующего самым современным экологическим требованиям. Реализация программы модернизации позволила за последние годы при росте переработки снизить на 36% воздействие производства на окружающую среду. Планируется и в дальнейшем сохранить динамику снижения выбросов в атмосферу при существенном приросте технологических мощностей. Цель — снижение воздействия ОНПЗ на окружающую среду на 28% к 2020 году.
По моим данным, Омский НПЗ — лидер среди российских заводов не только по внедрению новых технологий, но и по инвестициям в экологию производства. На эти цели выделяются миллиарды рублей. Такова современная лидерская философия.
Кроме того, Омский НПЗ намного раньше, чем того требовали нормативы, полностью перешел на выпуск топлива экологического класса «Евро-5», которым заправляется свыше 90% омского транспорта.
Содержание серы в бензине и дизельном топливе «Евро-5» в пять раз меньше даже по сравнению с «Евро-4». А переход автопарка на более высокий класс топлива, безусловно, положительно повлиял на состояние воздуха в Омске и в других регионах, где используют омский бензин, — обратил внимание Леонид Багдасаров.