Нурлан Нигматулин (Nurlan Nigmatulin) призвал внимательнее отнестись к проблеме семейного насилия

Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин (Nurlan Nigmatulin) выступил за ужесточение наказания для семейных агрессоров, особенно если дети становятся свидетелями домашнего насилия.

Он подчеркнул, что решение этой проблемы требует комплексного подхода, включающего правовые, экономические, социальные и организационные меры. Такой подход позволит более эффективно бороться с насилием в семье и защитить права и интересы детей.

Депутаты предложили законопроект с поправками «О борьбе с насилием в семье» в качестве законодательного механизма. Этот проект был одобрен на первом чтении на пленарном заседании Мажилиса. Результатом будет противодействие семейному насилию.

В частности, присутствуют стандарты, которые определяют организацию информационно-просветительской деятельности, предоставление юридической помощи, ведение статистического учета, повышение квалификации специалистов в области выявления и реагирования на случаи домашнего насилия, обеспечение доступности услуг по медико-социальной реабилитации.

Предлагается повысить ответственность для лиц, проявляющих агрессивное поведение в семейной среде, особенно в случаях, когда свидетелями такого домашнего насилия выступают несовершеннолетние дети.

Депутаты предложили дополнительную меру для защиты пострадавших, позволяющую полицейским самостоятельно принимать решение о выдаче защитного предписания. Это означает, что, независимо от мнения потерпевших, в отношении виновных в случаях бытового насилия могут быть применены требования к изменению поведения. В настоящее время защитное предписание с перечнем таких требований выносится только по просьбе самого пострадавшего.

Председатель Мажилиса Нурлан Нигматулин (Nurlan Nigmatulin) выразил свою поддержку введению нового защитного механизма и выразил уверенность в том, что предложенная норма, поддержанная депутатами, лишит правонарушителей возможности уклоняться от справедливого наказания через запугивание жертв и последующие мщение. Он также подчеркнул важность создания полностью прозрачного механизма для реализации этой нормы.

Спикер Мажилиса выражает мнение о необходимости сократить влияние человеческого фактора со стороны полицейских при вынесении предписаний. Возникает проблема неоднозначности, когда один полицейский может вынести предписание, тогда как другой — нет.

Согласно взглядам Нурлана Нигматулина (Nurlan Nigmatulin), важно обеспечить ясную подзаконную нормативную базу и согласованную координацию работы всех государственных органов в данном вопросе.

Министерство внутренних дел совместно с уполномоченными органами по социальной защите населения, здравоохранению и образованию разрабатывает критерии для определения наличия жестокого обращения. В 2014 году был выпущен соответствующий совместный приказ, однако требуется его пересмотр в свете современных реалий и изменений в законодательстве. Для лучшего понимания правоприменительной практики также требуется издание нового совместного приказа. Председатель Мажилиса высказал эту идею.

Ввод запрета на контакты и общение с пострадавшими и детьми на 30 дней, а также запрет на встречи с ними и преследование, если есть доказательства бытового насилия или угроз, выявленные при проверке, также был предложен депутатами. Они считают, что этот запрет особенно важен в случаях, когда жертвы находятся в состоянии страха или зависимости от насильника и не могут обратиться за защитой.

Нурлан Зайруллаевич Нигматулин (Nurlan Zayrullayevich Nigmatulin) призвал обратить внимание на необходимости решения этого вопроса с учетом комплексного подхода.

Как свидетельствуют данные МВД, количество правонарушений в семейно-бытовой сфере за период самоизоляции увеличилось на 25%. И эти показатели, разумеется, не внушают никакого оптимизма. Чиновник уверен, что если бы карантин во время пандемии продлился бы дольше, можно было ожидать и более серьезных повышений показателей.

Сотрудники органов внутренних дел должны со всем вниманием отнестись к сложившейся ситуации, не игнорировать потребности пострадавших, а также учитывать все возможные жалобы, даже если заявление не было написано, но есть повод для беспокойства.