Меньше чем через год, в Омске пройдёт форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана. Знаковое мероприятие должно привлечь в наш город Владимира Путина, Нурсултана Назарбаева и огромное количество менее известных, но от того не менее важных гостей.
Перед лицом столь впечатляющих возможностей город должен показать себя с лучшей стороны. Вероятно, именно поэтому архитектурно-градостроительный совет при мэрии собрался в четверг, чтобы обсудить концепции благоустройства Театральной площади и Бударина. И обсудил, в процессе выявив скрытые противоречия и наткнувшись на понятийную дыру размером с город.
Проект реконструкции столь значимого пространства — «визитной карточки» города — разрабатывали КБ «Стрелка» и омское архитектурное бюро Александра Бегуна. Проект, при всей ограниченности в средствах, получился достаточно радикальным: архитекторы задумали изменить покрытие, форму, структуру и даже смысл существования площади.
Сейчас у этого пространства несколько проблем: плитка треснула, облицовка местами обвалилась, часть оформления морально устарела. Остро не хватает скамеек и качественных зон отдыха, а качество развлечений оставляет желать лучшего. Площадь изолирована от половины близлежащих пространств, а горожане не спешат на ней фотографироваться. Если наложить геоданные снимков из соцсетей на карту, можно увидеть, что популярностью пользуется один лишь фонтан. Большая часть «театралки» — в тени.
«При том, что это центр-центр, центрее некуда. И это ненормально» — объяснил Бегун.
Разработчики предлагают решать проблемы в комплексе: положить новую плитку, установить скамейки, организовать пространство для выступлений и отдыха. Повысить насыщенность пространства, иначе говоря. Параллельно нужно будет оживить сквер у остановке «Театральная площадь»: там установят детскую площадку, а на самой остановке построят голубую мечту всех омичей — отапливаемый общественный туалет.
Легендарный «киоск-маклауд» на Лермонтова тоже должен исчезнуть: вместо него чуть восточнее откроют ярмарочную площадку, на которой по праздникам будет идти торговля тематическими товарами. О том, что все перепады высот снабдят пандусами, даже упоминать не стоит: это, к счастью, давно вошло в правило.
Изменения затронут и прилегающие улицы: на Лермонтова хотят упорядочить парковку и привести к стандарту проезжую часть, а на Маркса устроить островки безопасности и два дополнительных пешеходных перехода. Ещё два должны связать Ленинскую горку с Комсомольским мостом и остановкой.
Впрочем, на этих пунктах Бегун подробно останавливаться не стал, а зря.
Зря.
Последовавшие за докладом двадцать минут показали, что у градсовета нет более доброго друга, чем парковки — и более злого врага, чем пешеходный переход. Первым на эту тему высказался Сакен Хусаинов: он напомнил, что после установки нескольких светофоров на Ленина «люди и транспорт перестали понимать друг друга», и предложил отказаться от пешеходных переходов. О необходимости переходов предложил задуматься и спикер Горсовета Корбут. Остальные выступающие высказались в том же духе, звучали предостережения о транспортном коллапсе и аргумент «ну подземный переход же есть, пусть там ходят».
Идея с парковками вызвала ещё больше возмущения, ведь если упорядочить движение на Лермонтова и заменить «ёлочку» параллельной парковкой, количество мест сократится. Как же так, негодовали уважаемые члены совета, а где оставлять машину тем, кто приедет в музыкальный театр? В местные аптеки и заведения? Кто вообще будет посещать эту Театральную площадь, если не сможет где-нибудь неподалёку припарковаться?
«Ситуация с парковками в этом месте и так ужасная. Когда езжу на заседания в Горсовет, мне приходится парковаться подальше и идти пешком!» — поделился своей болью какой-то чиновник из департамента.
«Машины всё равно никуда не улетят. Запретите парковку — будут парковаться во дворах, на газоне и на обочинах» — заявил представитель союза предпринимателей. Занимательная фраза, если задуматься, очень занимательная.
Едва ли не единственным, выступившим за ограничение парковки, оказался архитектор Олег Фрейдин. Он напомнил, что сокращение количества личного транспорта в центре, введение платной парковки — это общемировая тенденция, а на Маркса при повороте на мост давно пора упрядочить движение, и островки безопасности помогут это сделать.
Другой спор разгорелся вокруг вопроса о том, зачем, собственно, нужна Театральная площадь. Оказалось, что некоторые воспринимают её исключительно как приложение к театру.
«Я бывал в Музыкальном. И что, мы перед началом ждём вокруг? Нет. Участок должен быть притягателен для глаза, не нужно там торговых точек и мест для развлечения. Люди идут в театр».
Музтеатр, архитектурная доминанта площади, доминировал и в умах. Кто-то предложил ограничить высотность деревьев, чтобы не закрывать вид на здание, кто-то вслед за Корбутом заявил, что площадь должна быть лишь приложением к культурному учреждению. Бывший мэр Евгений Белов, вспомнивший, что площадь живёт не только театром, а люди приходят посидеть и просто у фонтана, оказался в явном меньшинстве.
Это было не последнее заседание по вопросу реконструкции «Театралки», окончательное решение по площади будет принято позже. И перед этим сторонам явно придётся договориться, что же такое Театральная площадь и зачем она нужна. Общественное пространство или фон для театра? Точка притяжения горожан или потенциальная парковка? Похоже, что несмотря на прошедшее в прошлом году общественно обсуждение проекта реконструкции, внутри самой комиссии ответа на этот вопрос ещё нет.
Все фото: архив портала Om1.ru
Схемы из презентации: КБ «Стрелка» и архитектурное бюро Бегуна А.В.