om1.ru
Омские перевозчики рассказали, когда в маршрутках заработает безналичный проезд Терминалы скоро должны подключить, но непонятно, почему к переходу на новую систему не подготовились заранее.

Омские перевозчики рассказали, когда в маршрутках заработает безналичный проезд

Терминалы скоро должны подключить, но непонятно, почему к переходу на новую систему не подготовились заранее.
10 января 2019, 13:40

В новый год Омск вступил с новыми ценами на проезд. С 1 января в муниципальном транспорте они выросли до 25-30 рублей, в зависимости от безналичного или наличного способа оплаты. Вслед за этим стоимость поездки подняли и частные перевозчики: в большинстве маршруток теперь приходится платить 30 рублей, причем безальтернативно — транспортные карты принимают далеко не везде, банковские не работают вообще нигде.

Ситуация осложнилась дефицитом транспортных карт в городских киосках.

Это вызвало волну жалоб пассажиров. Омичи, которых уверяли, что в новом году они смогут безналично рассчитываться во всех видах транспорта, недоумевают и возмущаются в соцсетях. Возникают даже версии о саботаже водителей, которые якобы специально бойкотируют терминалы.

«Что за бардак! За проезд берут 30 р., а терминалы не работают, чтобы по карте рассчитаться за 25 р. Беспредел. Водители ссылаются, что только потом терминалы заработают! На вопрос, когда это произойдет, пожимают плечами. Народ опять грабят», — пишут в пабликах.

Если в муниципальных автобусах ситуация устаканилась, то в маршрутках царит сумятица. Единых цен в городе нет. Возить пассажиров за 30 рублей договорились частники, входящие в СРО «Омские перевозчики», но в этой организации состоят не все игроки. Некоторые, например, «Автосила-55», устанавливают свои расценки. Кроме того, есть еще перевозчики, работающие на регулируемых тарифах, и у них плата не может превышать тарифы РЭК — это 25-27 рублей. На нескольких маршрутах появились и вовсе неудобные цены «с копейками»: 27,5 рубля и тому подобное.

При этом терминалы для безналичной оплаты — дело, по большому счету, добровольное. Такой порядок на своем транспорте ввела мэрия, но обязать бизнесменов следовать этому примеру никто не вправе. Тем не менее члены крупнейшего СРО «Омские перевозчики» обещали оснастить «ридерами» все свои машины. Предполагается, что это сделают и остальные игроки.

О том, как и когда заработает эта система, портал Om1.ru спросил у самих частных перевозчиков. Николай Артемьев, например, утверждает, что проблемы временные и терминалы подключат через несколько дней.

 
Я думаю, ни о каком саботаже говорить нет смысла. В департаменте транспорта объяснили, что у оператора всех систем — «Пассажирсервиса» — переходный период. Нужно переподключить все терминалы и наладить эквайринг со Сбербанком. Реестр всех «ридеров» должны подать в банк, он откроет технологические процедуры, и все заработает. На это уйдет 3-4 дня. Технически никто не может мгновенно перестроиться, потому что были выходные дни.
Николай Артемьев, учредитель ООО «Автодор»

По его словам, «ридеры» есть на всех машинах и транспортные карты они пробивают без проблем. Он считает, что о реальном нарушении прав пассажиров можно говорить, только если в машине вообще нет терминала. В этом случае пассажиры могут звонить диспетчеру по номеру, указанному в маршрутке. Все остальное — временные технические неполадки. 

Другой перевозчик, Евгений Краморов, уверен, что у мэрии было время подготовиться к переходу на новую систему заранее, а не решать проблемы на ходу.

 
Эта ситуация сложилась не 1 января 2019 года. Договоры на внедрение новой системы, оператора платежей были заключены гораздо раньше. Нужно было готовиться к этому. «Пассажирсервис» нам объясняет, что это сбой настроек, какие-то индивидуальные проблемы «Дилижанса». Но спрашивать надо не с исполнителей, это вина целиком оператора. Просто ротозейство чиновников. Само решение не продумано, оно популистское, никакой подготовленности не было.
Евгений Краморов

Он признает, что частники не очень заинтересованы в переходе на безналичную систему, в том числе потому что компенсации за льготников им до сих пор считают по тарифу 18 рублей.

«У частников логика обыкновенных коммерсантов. Не то что они хапуги, но это экономика: либо 30 рублей наличными, либо 18 рублей за льготников в конце месяца. Частники в основном работают на нерегулируемых маршрутах, и цену проезда они вправе устанавливать самостоятельно, никто на них повлиять не может. Перевозка льготников — это тоже право, а не обязанность», — считает он.

По мнению Краморова, частники готовы возить пассажиров и по более низкой цене, но это не устраивает департамент транспорта. Чиновники договариваются с самыми крупными игроками, а остальные вынуждены подчиняться тренду, то есть причины ценообразования далеко не экономические. Мэрия якобы предлагала частникам поднять цены и до 35 рублей, но они на это не пошли, согласившись лишь сравнять цены в автобусах и маршрутках.

В итоге перевозчики договорятся, считает он, и проезд на нерегулируемых маршрутах останется 30-25 рублей за наличные/безналичные. Терминалы со временем все-таки должны заработать.

 
Власти пойдут на какие-то уступки, как обычно. Наиболее крупным перевозчикам, влияющим на ценообразование, что-то предложат, и те «решат» этот вопрос. И по использованию терминалов в том числе. Частник, в отличие от дептранспорта, прекрасно понимает экономику перевозок, что нельзя бесконечно поднимать цену. Любое повышение снижает пассажиропоток, а в перспективе – выручку.
Евгений Краморов
Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter