om1.ru
Сергей Апасов: «Уступи дорогу пешеходу», или Почему регионам повторно рассылают инструкции по ПДД ГИБДД направила в регионы инструкции для инспекторов по наказанию водителей на пешеходных переходах. Если траектории пешехода и машины не пересекаются, штрафовать водителей не нужно.

Сергей Апасов: «Уступи дорогу пешеходу», или Почему регионам повторно рассылают инструкции по ПДД

ГИБДД направила в регионы инструкции для инспекторов по наказанию водителей на пешеходных переходах. Если траектории пешехода и машины не пересекаются, штрафовать водителей не нужно.
20 октября 2020, 13:30
Блоги

 
В разделе «Блоги» мы публикуем тексты независимых авторов — известных и не очень, но обязательно имеющих свой взгляд на ту или иную ситуацию в городе, стране, мире.
Об авторе: 
Сергей Апасов, 
журналист.

В середине октября многие ведущие СМИ опубликовали письмо начальника ГИБДД РФ с этой инструкцией. В ней Михаил Черников зачем-то вновь объясняет инспекторам, при каких обстоятельствах можно наказывать водителей, которые не уступают дорогу пешеходам.

Но при этом журналисты изданий как-то упустили из вида одно интересное обстоятельство. Оно-то наверняка и натолкнуло главного госавтоинспектора страны толочь воду в ступе. Конкретнее расскажу ниже. 

А пока вспомним ПДД

Водитель, приближаясь к нерегулируемому переходу, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим улицу или «вступившим на проезжую часть». При повороте нужно уступать пешеходам, пересекающим проезжую часть, куда поворачивает машина. Термин «уступить дорогу» означает, что автомобиль не должен начинать или продолжать движение, если это вынудит пешехода «изменить направление движения или скорость».

В 2012 году Верховный суд пояснил: если траектории движения пешехода и машины не пересекаются, то уступать дорогу водитель не обязан, и штрафовать его нельзя. А штраф, как мы помним, составляет от 1 500 до 2 500 рублей.

Но в Белгороде решили, что наказать нужно.

Инспектор ГИБДД выписал штраф водителю, который, поворачивая направо, по мнению инспектора, не пропустил пешехода на переходе. Хотя автолюбитель объяснил, что в момент проезда им зебры пешеход находился уже за двойной разделительной линией на полосе встречного движения. То есть водитель не препятствовал пешеходу перейти дорогу, и их траектории движения никак не пересекались.

Этот же аргумент несогласный со штрафом водитель привел и в своих исках в районный и областной суды Белгорода. Но там встали на сторону инспектора ДПС. Водитель обратился в Верховный суд России.

Так, 9 сентября ВС РФ отказал истцу, оставив в силе решения белгородских судов. Водитель признан виновным в непредоставлении преимущества в движении пешеходу (статья 12.18 КоАП РФ). Штраф – 1 500 рублей.

Не кажется ли вам, что именно этот прецедент в ВС РФ заставил начальника ГИБДД вновь объяснять ПДД своим инспекторам?

Поскольку сотрудники ГИБДД порой понимают ПДД по-своему и выписывают водителям некорректные штрафы (как в описанном случае в Белгороде). При этом Черников рекомендовал инспекторам использовать видеозаписи или показания пешеходов для «формирования неопровержимой доказательной базы».

А с этим сложностей не меньше. Пока инспектор остановит автомобиль потенциального нарушителя, пешехода уже и след простынет – какие уж тут показания. А видеокамеры «Форсаж», фиксирующие движение пешеходов с разных ракурсов, есть пока только в Москве. И даже в столице таких комплексов – не более 200.

Но постойте, а как же видеорегистратор в самом автомобиле? Разве он не фиксирует ситуацию на дороге? Не дополнит ли Михаил Черников свою свежую инструкцию и этим пунктом?..

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter