О том, что случилось
На прошлой неделе в Воронеже произошёл взрыв пассажирского автобуса. В салоне ПАЗа, который отъезжал от остановки, прогремел хлопок. Ударная волна снесла крышу автобуса и смяла кузов проезжающей рядом «Газели». На записях видно, как из боковой части автобуса резко вырывается пламя и так же мгновенно угасает, после остаются лишь клубы дыма.
Из 35 человек, находившихся в этот момент в автобусе, пострадали 24. В их числе — две пассажирки, которые скончались после госпитализации. Как минимум трое пострадавших находятся в тяжёлом состоянии. Телеграм-канал Mash опубликовал список госпитализированных, детей среди них нет.
Версии
Изначально следствие отрабатывало сразу несколько версий, в том числе и теракт. Но его исключили после первых же осмотров, так как посторонних предметов в салоне не нашли. Тогда специалисты остановились на версии неисправности технического оборудования автобуса, в том числе речь шла о незаконном переоборудовании авто с бензинового топлива на газовое. Эту вероятную причину взрыва активно обсуждали и пользователи интернета, которые пытались найти на фотографиях очевидцев газовые баллоны. Однако в компании эти слухи тоже опровергли.
«Он имел дизельный двигатель, вероятность самопроизвольного взрыва которого является нулевой […] Утром 12 августа автобус в плановом порядке прошёл необходимый технический осмотр и вышел на линию. На конечных остановках он также проверялся на исправность», — сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе «АТП-1».
Заверения перевозчика не вызвали должной реакции в обществе. Дело в том, что ранее компания была уличена в незаконной установке газобаллонного оборудования на пассажирском транспорте: нарушение выявили во время проверки МВД и Ространснадзора в 2017 и 2020 годах. И тут должен возникнуть вопрос, зачем его устанавливать?
Почему ГБО?
Главный мотив установки ГБО в транспорте — экономия. При использовании газа в качестве топлива снижается расход горючего, масла и износ двигателя. Соответственно, снижаются и расходы перевозчика на обслуживание автопарка. В большинстве случаев автомобилисты используют пропан. Менее популярным считается Мета*н — он экологичнее, дешевле и безопаснее, но мало где встречается.
«Мета*н: установка дороже, газ — дешевле. Пропан: установка дешевле, газ — дороже. Пропан-бутан в краткосрочной перспективе быстро окупается, но приносит меньше прибыли. Мета*н окупается дольше, но в долгосрочной перспективе он эффективнее», — рассказал специалист одного из омских сервисов по установке ГБО, пожелавший не оглашать своё имя.
По словам нашего спикера, газобаллонные системы сами по себе безопасны при правильной эксплуатации и установке. В каждой такой системе по ГОСТу находится около двухсот систем безопасности, которые контролируют подачу газа, заполняемость баллона и готовы при экстренной ситуации произвести выброс горючего.
«Если вы проходите техрегламент, установка произведена в соответствии с ГОСТом и всё правильно сделано, то и бояться за газ не надо. Насколько мне известно, ежегодно в Российской Федерации происходит порядка трёхсот тысяч установок ГБО на пропан-бутановой смеси. А сколько вы слышали о взрывах?» — отметил специалист.
Исходя из всего вышеперечисленного, становится ясно, что автобусы на ГБО — наиболее подходящий вариант для перевозчиков.
Проблемы транспортных систем в провинциальных городах
В октябре 2019 года губернатор Воронежской области назвал проблему транспорта «наиболее влияющей на настроение горожан». Если ознакомиться с материалами местных СМИ, можно отметить, что в Воронеже чуть ли не ежегодно проходят транспортные реформы, которые ограничиваются лишь повышением тарифов. При этом ситуация с качеством обслуживания не меняется. Жители продолжают жаловаться на невыполнение графика перевозок, отсутствие транспорта в вечернее время и гонки маршрутчиков в борьбе за пассажиров. То есть всё то, что омичи наблюдают каждый день.
Омский уроборос
А что у нас? Сегодня на балансе омского Дептранспорта находится 40 автобусов на Мета*не. В скором времени в город поступят ещё 48; они придут на замену старым — дизельным и бензиновым. Правда, есть один нюанс. В Омске — всего три Мета*новых заправки. Одна из них находится в Лузино, а две другие — на окраине города, что явно недостаточно.
Омский перевозчик Николай Артемьев при этом пояснил, что труднодоступность — не единственная проблема автобусов на Мета*не. Для перевозчиков они ещё и нерентабельны: сэкономленные на газе деньги едва ли смогут покрыть затраты на приобретение машины.
«Проблема, наверное, с экономикой сейчас, как и во всей стране. Стоимость топлива и запчастей растёт. Общие затраты и инфляция съедают всё, а тариф стоит на месте. В этом и проблема. Невозможно перевозчикам купить автобус на Мета*не за семь миллионов, он никогда себя не окупит», — рассказал Артемьев.
В то же время переход на пропан или бутан, по словам бизнесмена, — один из немногих способов остаться на плаву, поскольку газовое топливо сокращает расходы почти на 2/3 в сравнении с дизельным или бензиновым.
«Перевозчики уходят с рынка — вот главная тенденция на сегодняшний день. Перевозчикам не хватает денег, чтобы заправить автомобиль. Очень много частных машин встают на прикол. В прошлом году с рынка ушло 500 машин, в этом — прогнозируем столько же», — отметил бизнесмен.
По словам Артемьева, усугубляют ситуацию и новые нормативы, по которым устаревший транспорт уходит в утиль. При этом обновить транспорт возможности не остаётся.
«Они [автобусы] старые: они не пройдут ТО, не установят тахографы, не смогут пройти ежегодный ремонт двигателя, — говорит перевозчик. — Сейчас это [переоборудование] очень дорого, тем более на импортных машинах […] А новые машины из ниоткуда не возьмутся, они стоят слишком дорого. Транспорт сильно подорожал».
Таким образом, в транспортной системе получается замкнутый круг: старый транспорт, неспособный пройти современные нормативы, утилизируют за копейки. Закупить новые автобусы нет возможности из-за высоких цен. Поднимать тарифы невыгодно для города и жителей, но топливо при этом дорожает.
К сожалению, уроборос транспортных систем провинциальных городов так и продолжит кусать себя за хвост, а омичи и воронежцы продолжат невольно участвовать в гоночных заездах маршрутчиков и проклинать свою жизнь, забиваясь по утрам в общественный транспорт. И как выйти из сложившейся ситуации грамотно и без потерь и столичных бюджетов, пока неясно никому.
* — экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ