om1.ru
Разрешение ЦБ учитывать аналоги оригинальных запчастей в стоимости ремонта по ОСАГО сдержало рост цены полисов С сентября 2022 года страховщики получили законное право рассчитывать размер выплат на восстановительный ремонт по ОСАГО с учетом стоимости только аналогов оригинальных запчастей, при условии недоступности последних на отечественном рынке.

Разрешение ЦБ учитывать аналоги оригинальных запчастей в стоимости ремонта по ОСАГО сдержало рост цены полисов

С сентября 2022 года страховщики получили законное право рассчитывать размер выплат на восстановительный ремонт по ОСАГО с учетом стоимости только аналогов оригинальных запчастей, при условии недоступности последних на отечественном рынке.
7 ноября 2022, 10:24

Разрешение ЦБ учитывать аналоги оригинальных запчастей в стоимости ремонта по ОСАГО сдержало рост цены полисов
Фото: архив Om1

По мнению экспертов сегмента обязательного автострахования, данное решение хоть было сложным для регулятора страхового рынка Центрального банка РФ (ЦБ РФ), однако будучи принятым вовремя позволило стабилизировать сектор ОСАГО и сдержало рост стоимости полисов.

Информация о том, как именно следует определять среднюю цену детали в отсутствие оригинала, содержится в Единой методике расчета средней стоимости запчастей от ЦБ РФ, положениям которой следуют в Российском Союзе Автостраховщиков (РСА) при обновлении справочников средней стоимости запчастей. Руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов поясняет, что решение ЦБ РФ продиктовано острой необходимостью и является следствием антироссийских санкций. Речь об уходе большинства зарубежных производителей автомобилей и комплектующих, усложнении логистических цепочек поставок и зачастую неоправданно высокой стоимости оставшихся на рынке запасных частей.

«Благодаря своевременной реакции страховщики теперь рассчитывают стоимость восстановительного ремонта по ценам запчастей, которые действительно можно приобрести на отечественном рынке. Если в России невозможно приобрести оригинальную деталь, но присутствует её сертифицированный аналог, страховщики должны учитывать только его стоимость. Это абсолютно логичное решение: страховщики берут цену имеющихся в наличии деталей, а не абстрактных оригинальных комплектующих, которых зачастую нет в России или стоят они будто золотые. Также нововведение позитивно скажется на стоимости ОСАГО, поскольку она имеет прямую корреляцию с размерами страховых выплат, — пояснил Пётр Шкуматов. — Слухи о том, что страховщики теперь производят расчеты только с учетом цен самых дешевых комплектующих сомнительного качества — мягко говоря недостоверны. Рынок неоригинальных запчастей огромен, а по качеству они не уступают оригинальным и часто производятся по тем же стандартам качества. Например, многие из них изготавливают в стенах тех же российских заводов и руками тех же людей, не говоря уже о том же самом оборудовании. Однако в ещё досанкционные времена стоимость одного и того же лобового стекла, но с лейблом именитого производителя и без него, могла различаться в несколько раз».

Профессор кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова также поделилась своим мнением о введении новых правил расчета стоимости восстановительного ремонта по ОСАГО. Эксперт напомнила, что с февраля текущего года и по мере неумолимого исчезновения с отечественного рынка или снижения доступности по ценовому фактору большинства оригинальных запчастей для автомобилей из «недружественных» стран, представители страхового сообщества первыми забили тревогу.

«Ещё весной страховщики предложили начать учитывать в справочниках средней стоимости, согласно которым и рассчитывается цена восстановительного ремонта пострадавших в ДТП автомобилей, только аналоги оригинальных запчастей, когда последние невозможно приобрести. Это необходимо было сделать, чтобы избежать коллапса системы ОСАГО, которая является одним из самых масштабных социальных проектов в России и призвана защищать права автовладельцев в сложные времена. Отрадно, что ЦБ РФ все же решил поддержать данное предложение страхового сообщества, — отметила Юлия Финогенова. — Теперь цена восстановительного ремонта определяется на основе реальной стоимости имеющихся запчастей, а не мифических оригинальных деталей, которых теперь днем с огнем не сыскать. Чтобы оправдать доверие ЦБ РФ и автовладельцев, страховщикам нужно следить за качеством учитываемых деталей и использовать только сертифицированные аналоги, чтоб безопасность эксплуатации отремонтированного ими автомобиля не вызывала вопросов у страхователей и экспертов».

Проект «ОСАГО: общественная эксперта» напоминает, что ЦБ РФ не так давно уже изменял Единую методику определения размера расходов на восстановительный ремонт в интересах автовладельцев. До 2021 года справочники стоимости запчастей формировались по экономическим регионам в каждый из которых входило несколько субъектов. Сегодня РСА формируют справочники отдельно для каждого субъекта России. Также согласно обновленной методике, справочники начали актуализировать раз в три месяца вместо одного раза в полгода, а ознакомиться с их содержанием и направить предложения для доработки может любой желающий через форму на сайте РСА в период общественного рассмотрения.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter