om1.ru
«Машину в заносе нужно поймать». Разбираемся с инструктором в тонкостях безаварийного вождения в Омске Корреспондент портала Om1.ru на личном опыте испытал, как правильно выводить машину из заноса, что делать, чтобы избежать столкновения при экстренном торможении и как научиться водить машину, чтобы нештатных ситуаций не случалось вовсе.

«Машину в заносе нужно поймать». Разбираемся с инструктором в тонкостях безаварийного вождения в Омске

Корреспондент портала Om1.ru на личном опыте испытал, как правильно выводить машину из заноса, что делать, чтобы избежать столкновения при экстренном торможении и как научиться водить машину, чтобы нештатных ситуаций не случалось вовсе.

«Машину в заносе нужно поймать». Разбираемся с инструктором в тонкостях безаварийного вождения в Омске
Фото: Om1.ru. Приёмы контраварийной езды и навыки защитного вождения. Разбираемся с инструктором и испытываем на себе

Чтобы испытать на себе приёмы контраварийного вождения и понять, чем они отличаются от навыков защитного вождения, мы отправились на тренировочную площадку с инструктором.

Приёмы контраварийного вождения

Если нештатная ситуация возникла, то любому водителю важно правильно на неё реагировать. И чтобы грамотно вести себя в экстренных ситуациях, только стажа недостаточно. Для этого существуют приёмы контраварийного вождения.

Александр Харченко

«Главное, что можно отработать в городе на контраварийной подготовке, — это чувство автомобиля, его габариты, научиться по зеркалам ориентироваться. Чувствовать автомобиль важно и в потоке машин, и на парковке, и особенно в меняющихся погодных условиях. Водитель должен так отточить свои действия, чтобы машина одинаково была управляема что на снегу, что на льду, что в воде, что на сухом асфальте. Поэтому нужно практиковать навыки контраварийной подготовки, заниматься самостоятельно на безопасной площадке или арендовать учебную», — советует Александр Харченко, тренер по защитному вождению учебного центра «Грейс», мастер спорта по автоспорту.

Умение маневрировать, быстро крутить руль и ловить момент, когда машина уходит в занос, — вот основное, чему нужно научиться.

Экстренное торможение и маневрирование

На тренировочной площадке мы с инструктором разобрали самую типичную ситуацию для городских дорог — резкое торможение. Первое и главное, что нужно делать, если впереди препятствие, — это, конечно, тормозить. Но часто момент бывает упущен и одного торможения уже недостаточно — тормозного пути не хватает. И вот тут начинается самое интересное: чтобы уйти от столкновения, нужно маневрировать. Задача водителя — мгновенно оценить обстановку, убедиться, что вокруг нет других машин, отпустить педаль тормоза, быстро вращая руль, объехать препятствие и вернуться в свою полосу движения. На площадке этот приём легко отрабатывается — препятствием служат фишки.

Это упражнение учит понимать дистанцию, тормозной путь машины и быстро крутить руль. Чтобы уметь быстро маневрировать, можно также отрабатывать змейку. Фишки сначала ставятся подальше друг от друга, а потом расстояние между ними уменьшается.

Александр Пискунов
 

«В чём самая большая трудность этого упражнения? Водители боятся отпустить тормоз и маневрировать, и новички, и опытные. Нужно учесть, что на современных автомобилях стоят системы ABS, которые не дают колёсам полностью заблокироваться, и движение автомобиля можно немного корректировать рулём даже при нажатом тормозе», — Александр Пискунов, тренер по контраварийной подготовке автошколы «Каскад», кандидат в мастера спорта по автомобильным гонкам.

 
Кстати: яма на дороге — это тоже препятствие. Её надо или обрулить, или затормозить перед ней. А вот при наезде на яму нужно обязательно отпустить педаль тормоза. При торможении масса автомобиля смещается вперёд, а пружины подвески сжимаются, машина получает максимальную жёсткость. Если в таком состоянии автомобиль попадает в яму, то амортизаторы не работают, идёт сильный удар в кузов. А если тормоз отпустить, то масса автомобиля возвращается на место и амортизаторы максимально выполняют свою функцию. А вот насколько эффективно — зависит от глубины ямы.

У меня, водителя с 14-летним стажем, упражнение выполнить получилось. Из нескольких попыток фишки были сбиты только один раз. Но надо сделать важную оговорку — скорость, с которой я выполняла упражнение на тренировочной площадке, была небольшой. В реальных дорожных условиях скорость будет значительно выше, а значит, и руль нужно будет крутить быстрее, принять решение о целесообразности и безопасности маневрирования нужно будет за доли секунд. И эта важно.

Кроме того, есть и психологический момент — отпустить тормоз, когда ты видишь перед собой препятствие непросто. Но, сделав это, столкновения действительно можно избежать.
Поэтому со стопроцентной уверенностью могу сказать, что учиться маневрированию, отрабатывать упражнения на скорость вращения руля однозначно нужно и новичку, и опытному водителю.

Вывод из заноса

Ещё одна наиболее распространённая ситуация, которая часто встречается, — это занос. В наших условиях, когда дороги заснежены, часто образуется гололёд. Сложно найти водителя, который ни разу не был в ситуации, когда машину занесло. Наибольшую опасность в этом плане представляют загородные трассы, потому что там больше скорость, чаще выполняются обгоны, погодные условия меняются стремительнее, водитель больше устаёт и менее сконцентрирован.
Когда происходит непредвиденный занос, водитель должен стабилизировать автомобиль. Для этого нужно сначала крутить руль именно в сторону заноса, а когда машина снова стала управляемой, плавно выворачивать руль в противоположную от заноса сторону.

На площадке этот приём отрабатывается с помощью ручного тормоза. Нужно набрать скорость, войти в поворот, резко поднять и опустить ручник. Почувствовав, что автомобиль начал терять управление, выровнять его положение и вернуть управляемость. Для выполнения этого упражнения на машину можно поставить одно летнее колесо, тогда занос будет круче.

Это упражнение учит умению ловить машину в заносе и выводить из него, помогает понять, как ведёт себя автомобиль, когда он неуправляем.

«Самое опасное, когда начинают при заносе резко крутить руль в разные стороны, это ведёт к тому, что машину только заркучивает ещё больше, она становится совсем неуправляемой. Этого делать нельзя. В этом упражнении важно именно поймать момент, когда машина стабилизировалась, вернулось управление и можно выводить её из заноса», — объясняет Александр Пискунов.

 
Кстати: если на трассе оказался встречный автомобиль, который не успевает завершить манёвр, то нужно тормозить и съезжать в правую по ходу движения обочину, даже если это чревато съездом в кювет, это будет лучше, чем лобовое столкновение. Если не рассчитал расстояние и оказался «на встречке» сам, то нужно вернуться в свою полосу движения, а если это невозможно, то необходимо максимально прижаться к попутному автомобилю. В обочину уходить нельзя, потому что туда поедет водитель встречной полосы, чтобы избежать столкновения.

У меня принудительно вогнать машину в занос с помощью ручника получилось не сразу, честно скажу — было страшно. Да, я не из тех водителей, которые вылетают со двора на ручнике. А вот стабилизировать автомобиль, поймав тот самый момент, когда пора выворачивать руль в противоположную сторону от заноса, получалось. И это при том, что машина была учебная, не знакомая мне. Думаю, здесь сыграл роль мой опыт, потому что за годы за рулём заносы, конечно, были, и понимание, как с ними справляться — тоже.

И всё же не могу не отметить, что получалось выполнять упражнение на низкой скорости. Чем больше я разгоняла машину, тем труднее было её выровнять. Поэтому, я уверена, отрабатывать навык стабилизации автомобиля нужно обязательно, это не только научит выходу из заноса, но и поможет прочувствовать свою машину.

Навыки защитного вождения

Контраварийное вождение разработано достаточно давно. Сегодня набирает популярность такой тренинг, как защитное вождение. Он заключается в том, чтобы заранее спланировать свою поездку и управлять автомобилем так, чтобы вообще избежать появления каких-либо нештатных ситуаций.

«Тренинг по защитному вождению направлен на то, чтобы вывести водителя на психологическом уровне на осознание того, зачем он применяет приёмы защитного вождения. Почему он не торопится за рулём? Потому что его ждут дома. Почему он не нарушает ПДД, когда он на работе за рулём? Потому что его могут наказать или уволить. То есть тренинг выводит человека на мысль, что он может потерять семью, достаток, работу. Защитное вождение — это направление новое. Если машина ушла в занос или пришлось резко затормозить, значит ты уже сделал что-то неправильно. Водитель должен вести себя за рулём так, чтобы экстренной ситуации просто не возникало», — рассказывает Александр Харченко.

Например, нужно правильно выбрать время движения. Если есть возможность избежать передвижения на автомобиле в часы пик, нужно обязательно её использовать. Другой пример — подъезд к перекрёстку. Не нужно стараться быстрее доехать до перекрёстка и остановиться, объясняет Александр. Нужно подкатываться плавно, когда машина на ходу, всегда есть возможность отреагировать, уйти от столкновения, а если машина стоит на месте, то сделать что-либо в нештатной ситуации будет уже невозможно.

«Во время движения руль нужно всегда держать двумя руками, оставлять дистанцию в 3 секунды до впереди идущего автомобиля, чтобы успеть затормозить. Принципиальная ошибка многих водителей — резкое торможение. Ты успел затормозить, а впереди идущий автомобиль нет. Чья это ошибка? Твоя, потому что ты не успел затормозить как положено и не оставил себе дистанцию», — поясняет Александр Харченко.

Защитная подготовка позволяет водителю не зависеть от других участников движения и свести к минимуму возникновение аварийных ситуаций.

Подводя общий итог, как водитель со стажем я могу сказать, что прокачивать свои водительские навыки определённо стоит и не только тем, кто только начал водить машину, но и тем, кто за рулём давно. На мой взгляд, оптимальный вариант — это сочетание навыков защитного и контраварийного вождения. Если первое пригодится для более безопасных ежедневных поездок, то второе поможет в непредвиденных ситуациях.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter