om1.ru
Омичи не пользуются платными парковками. Почему и что с этим делать? С приходом сумерек омские дворы заполняют машины – прямо как грибы после дождя.

Омичи не пользуются платными парковками. Почему и что с этим делать?

С приходом сумерек омские дворы заполняют машины – прямо как грибы после дождя.
22 апреля 2024, 19:40
Спецпроект

Омичи не пользуются платными парковками. Почему и что с этим делать?

Отчего все дворы до неприличия загружены машинами? Платные парковки стоят пустыми, причём речь не только о той единственной, которую недавно открыли в центре.

Охраняемые стоянки, крытые и нет, располагаются по всему городу. Казалось бы, бери да ставь.

В поисках ответа мы поговорили с обычными автовладельцами Александром и Викторией. Они рассказали нам, почему ставят свою машину на узкой полоске дороги, а не на платной парковке, расположенной всего в паре кварталов от их дома:

«Мы живём на первом этаже, и нам удобней ставить машину сразу напротив окон, она всегда находится на виду. Это успокаивает. И нет надобности, допустим, уставшими с работы сначала заезжать на платную стоянку и парковать машину, а затем идти домой. К тому же, как вы и сказали, парковки-то платные! Зачем тратить лишние деньги, когда на ЖКХ иногда не хватает, хотя работаем как волы?»

А как к этому относятся те, у кого машины нет? Не мешает ли им такое количество авто во дворах? Об этом мы спросили Никиту, обычного жителя Чкаловска.

«Да, всё вообще не круто. Зона для пешеходов давно превратилась в импровизированную парковку. Машины часто ставят, почти перегораживая подъезд. Всё это, конечно же, возле детских площадок, потому детям негде играть. Да это и не очень безопасно, мне кажется. Проблемная ситуация и на Кордной улице. Дороги довольно узкие, дома старой постройки, половину из которых уже снесли…», — поделился он.

Проблема, как мы поняли, все же есть, но каковы её причины? Для ответа на этот вопрос мы отправились к Сергею Костареву — экологу, урбанисту и доктору философских наук.

— Каковы причины такого столпотворения машин во дворах?

 — Если говорить о причинах, то они не только омские, они всемирные. Любая развитая страна переживает период «автомобилизации», когда после периода бедности и неорганизованности общественного транспорта люди начинают постепенно пересаживаться на личные автомобили.

Рост начался в конце нулевых – начале десятых. Появились относительно недорогие автомобили из-за рубежа, строились новые российские автозаводы. Люди активно стали закупаться авто. Причем автомобиль в постсоветском пространстве — это не просто средство передвижения, это социальный статус. Обладание автомобилем считалось важным, но люди обычно покупали машины, не задумываясь о том, где будут их ставить.

Но если ты приобретаешь авто, ты должен подумать, где ты его поставишь, как будешь обслуживать. Тогда об этом особо никто не думал. Стационарных гаражей изначально было мало, поэтому машины стали покупать, но ставить их было некуда. В середине десятых на территории Омской области было около 350 тысяч автомобилей. По сути, каждая семья в среднем владела машиной, а где-то и двумя. В общем, их стало слишком много.

— Проблема только в количестве машин?

 — Архитектура Омска, заложенная в советское время, не обеспечивала размещения большого количества личных автомобилей. Те стандарты насчёт количества парковочных мест, которые вводились, тут же нарушались — переносились «красные линии». Я сам наблюдал решения нашего департамента архитектуры, когда решались пожертвовать тротуаром ради строительства высотного дома, потому что для него нужна «такая-то парковка».

Если подводить промежуточный итог, можно сказать, что архитектура не создала новые пространства для новых автомобилей, а общественный транспорт не отвечает современным требованиям. Он не может перевозить достаточное количество людей с достаточной скоростью. Следовательно, личный транспорт заменить не получается, и он начинает доминировать: треть людей пользуется им для простого перемещения по городу. И, соответственно, специально организованных парковок нет или их мало. Во дворах они тоже отсутствуют, машины ставятся на газоны, портят газоны, ухудшают жизнь, люди начинают ругаться друг с другом.

— Что с этим можно сделать?

 — Нужен хороший общественный транспорт. Невозможно в рамках нашего уплотнённого города построить парковки для всех. Необходимо ограничивать использование личного транспорта в городе, хоть это и непопулярная мера. Параллельно развивать общественный транспорт.

— Какие ограничения, по вашему мнению, можно ввести?

 — Платные парковки в центре и возле домов, выделенные линии для общественного транспорта. Я знаю мнения и сомнения людей насчёт платных парковок, мол, «я купил и мне некуда поставить». Но люди, живущие в городе и не обладающие машиной, не обязаны компенсировать своими налогами нужды автолюбителей. Кроме того, человек, который ставит машину во дворе, причиняет соседям экологический урон. Зимой, когда все включают прогрев, выхлопы идут не меньше чем от промышленности, ведь в данном случае источник выброса очень близок к лёгким, коже и глазам человека.

Так в чём же по итогу причина загруженности омских дворов?

  1. Нет ограничений по использованию личного транспорта.
  2. Личных автомобилей становится только больше.
  3. Недостаточно хороших платных парковок.
  4. Старая застройка.
  5. Современная застройка без достаточного количества оборудованных парковочных мест.
  6. Нежелание людей расставаться со своей машиной, терять её из виду в силу страха угона.
  7. Нежелание платить за возможность ставить машину где-то.
  8. Плохо развитый общественный транспорт.
  9. Отсутствие выделенных полос для общественного транпорта.

Гриценко Данил и Ксения Барковская

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter