om1.ru
Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине» Мы не Хирурги и пафосных анонсов не делаем. Просто тихо взяли и съездили в преддверии Дня Победы в Берлин на самой подходящей для этого машине: Lada Kalina цвета «советский стяг».

Kalina Kaput! Идем на Берлин на «Ладе-Калине»

Мы не Хирурги и пафосных анонсов не делаем. Просто тихо взяли и съездили в преддверии Дня Победы в Берлин на самой подходящей для этого машине: Lada Kalina цвета «советский стяг».
Kalina Kaput! [Идем на Берлин на «Ладе-Калине»]
8 мая 2015, 10:30

 — А это у вас Lada, да?  — скромная немецкая бабушка долго на нас смотрела, пока наконец любопытство не преодолело робость. — У нас раньше тоже было много «Лад». Теперь вот нету.

Мы застряли, не доезжая 50 километров до Берлина. Пробка километров на 40, непривычная для конца апреля жара, снующие туда-сюда пожарные машины и реанимация.

— Почему вы мотор не глушите? — спрашивает муж моей собеседницы.

И вот как объяснить Михаэлю («Мише», как зовет она его), что, если заглушим, то не факт, что заведемся снова. А если не заглушим, то закипим. Я ничего не объясняю, спасаясь старинным способом: поднимаю капот, и вся пробка тут же устремляется смотреть на диковинный двигатель такой же диковинной «Калины».

За неделю до этого стояния на автобане друзья друзей из Чехии рассказали странную новость: для своей прокатной компании они купили «Калину». И предложили мне побыть кем-то вроде тест-пилота. Не вопрос! Когда ближайший рейс на Прагу?!

Kalina, несмотря на восторженно-удивленную реакцию наших немецких попутчиков, в Европе вовсе не редкость. Там присутствуют официальные дилеры Lada, продают и обслуживают наши машины. Поэтому Kalina, которую для меня подготовили в Carlove, — «европейка», чисто экспортный вариант, родины не нюхавшая с момента выезда с конвейера.

Ее дорога вообще была витиеватой: парни из чешского проката нашли машину в Германии, перегнали в Прагу, основательно перетряхнули всю подвеску.

Найти запчасти на «Калину» в Европе — отдельная песня: их жуткий дефицит, а ждать придется подолгу. Но русская смекалка и свои люди везде выручают. Тем более по такому поводу! Детали подвески нашлись, не успели подобрать только оригинальные литые диски. Но пролетарской «Калине» не привыкать к штамповкам с колпаками!

Теперь парни думают, что с «Калиной» делать дальше. Скорее всего, будет красивый патриотический жест — дадут желающим и бесплатно. Но лучше спросить у них. Что до меня, то ранним апрельским утром я стоял на пражской брусчатке с осознанием того, что это самый странный день в моей жизни. Вот он — Карлов мост, вот она — Вацлавская площадь. И вот «Калина». С которой нам предстоит проехать тысячу верст до Берлина по следам 1-го и 2-го Белорусского фронтов.

Трясусь на тысячелетних булыжниках. Окружающие пальцем не тычут, но смотрят заинтересованно. Мы с «Калиной» идем, франтовато подбоченясь: в унылом однообразии серых и белых «Шкод» моя-то выглядит красавицей и оригиналкой! Постукивает только чем-то. Потряхивает.

Но идет ведь! Легкой, вовсе не солдатской поступью. Даже огрызается: со светофоров резвый 8-клапанник, радуясь буржуйском евробензину, разгоняет машину бодрее, чем можно было бы ожидать.

А вот ездового комфорта ждешь поболе. Это дома к шумам от колес и гулу асфальта привыкаешь. Тут же, в царстве чистоты и тишины, все вибрации и паразитные шумы режут ухо как-то особенно сильно.

Kalina на Европу оснащалась особой радиолой: с кассетной декой и RDS. Медиасистему с навигацией пришлось мастерить на коленках нам самим из подручного смартфона и Wi-Fi-роутера.

Не скажу что мне за нее стыдно. Понятно, что Kalina I по своему уровню — как Corsa поза-позапрошлого поколения. И тем не менее. На автобане ее не сдувает, на затянутых дугах сложных развязок она стоит, пусть и поскрипывая пружинами и попискивая простеньким «Амтелом». Не помню точно, но пресловутая Corsa это делала немногим лучше.

Зато чего Corsa ни тогда, ни сейчас делать не умела, так это лихо ехать по проселку, где не каждый велосипедист рад будет поехать! Кочки, грязь, легкая колея — Kalina прёт, что твой кроссовер, не сбавляя ходу и не тычась передним свесом на колдобинах. Будь я немецким фермером — взял бы вместо «Дастера». На две тысячи евро дешевле, и ни у кого из соседей такой нет!

Но то в поле. А после него пришлось снова выехать на автобан. Сразу встать в правый ряд — да так в нем и оставаться. На запутанных проселочных дорожках мощности старенькому мотору хватает, но чтобы удерживаться хотя бы в среднем ряду — уже нет. Быстрее сотни на «Калине» вообще ехать страшно, хотя из академического интереса мы кочегарили ее и до 140.

Знаю, что отечественные фанаты нашепрома ухитряются «стрелку л0жить» до упора, но не советую — слишком непредсказуема Kalina на высоких оборотах, слишком вольно гуляет вправо и влево. Даже когда руль, казалось бы, смотрит строго прямо, динамический коридор очень широкий.

Lada Kalina и мемориал Зееловские высоты.

С автобана съезжаем в предместья Берлина. Ту часть, которая некогда была ГДР. Качество асфальта стремительно тает, хотя сам он, в общем-то, лежит.

Тут — уже ее стихия! Не надо уворачиваться от низко летящих BMW M и Audi RS, можно встать в хвост сельскому рейсовому автобусу и тошнить свои легальные 80 км/ч. Под шлепки покрышек и гул трансмиссии. Рассказываю своим спутникам, что коробка ведет родословную от ВАЗ-2108, а сейчас даже перекочевала на новомодный «японский» Datsun. Но как гудела 20 лет назад, так гудит и сейчас. Точно так же — всхлипывая при быстрых переключениях и заходясь протяжным лаем под сброс газа.

Мне ее даже чуточку жалко. Нет, не в припадке патриотических чувств. Просто я не Путин — за мной на прицепе не везут еще три таких же, запасных. Поэтому к ее постанываниям и поскуливаниям я прислушиваюсь настороженно, а мучить — не мучаю.

Даже при таком бережном отношении Kalina начинает капризничать. Сначала по-божески (залипает замок бардачка), потом уже серьезно: пару раз не заводясь при старте, а позже начиная закипать в бесконечной автобанной пробке.

И вот как тут быть: заглушить, чтобы не грелась, или пусть себе кипит? Спасает старый дедовский способ: печку на максимум — и выбегаем из машины. Стрелка охлаждающей жидкости стабилизируется, можно выдыхать.

Но не закипела, не загорелась, не расплавилась ведь! Провезла нас по местам боевой славы предков и вернулась в Прагу своим ходом. Kalina же ягода хоть и с кислинкой, но не ядовитая по натуре, вот и нам жизнь не отравила, и окружающих позабавила одним своим появлением.

— Куда путь держите?  — спросила напоследок бабушка из берлинской пробки.
— В Зеелов — на братскую могилу. А потом — на Берлин.
— Ну да, надо-надо. Перед таким-то праздником! Мы же тоже — помним…

Кирилл Зайцев (66.ru) специально для Om1.ru
Екатеринбург — Прага — Берлин, май 2015 г.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter