om1.ru
Кто зарабатывает в Омске на ремонте дорог, покупая битум в октябре? Порталу Om1.ru стали известны любопытные факты закупок материалов для ремонта дорог. Сделки заключались уже тогда, когда на улице лежал снег.

Кто зарабатывает в Омске на ремонте дорог, покупая битум в октябре?

14 декабря 2017, 10:31

Кто зарабатывает в Омске на ремонте дорог, покупая битум в октябре?
Фото: balashover.ru
Порталу Om1.ru стали известны любопытные факты закупок материалов для ремонта дорог. Сделки заключались уже тогда, когда на улице лежал снег.

Не так давно один из вице-мэров города Омска на публичных слушаниях по бюджету пожаловалась на маленькую зарплату и высокие нагрузки, ложащиеся на чиновников, работающих в городской администрации. Чиновница из мэрии уже ушла, но тренд обозначила. Некоторым сотрудникам бюджетных организаций официально получаемой зарплаты не хватает.

Однако во всем цивилизованном мире существенное вознаграждение за труд допустимо только за хорошую работу, то есть выполнение ключевых показателей эффективности. А ключевые показатели эффективности при работе с бюджетными деньгами — это, как известно, их рациональное использование. При этом у многих специалистов в сфере госзакупок и у общественности имеются серьезные вопросы относительно рациональности соответствующих трат, произведенных омскими дорожниками. И здесь можно раскопать немало любопытного.

Как продать полмашины битума и получить миллионы?

В начале октября внимание представителей дорожно-строительной отрасли привлекло одновременное объявление большого количества закупок на поставку нефтепродуктов, заказчиком которых выступило «Управление дорожного хозяйства и благоустройства» (БУ города Омска «УДХБ»).

 

Как известно, при ремонте и строительстве дорог наряду с печально известными щебенкой и песком используется также особая битумная мастика. И весьма подозрительным фактом стало то, что указанный материал закупался дорожниками в середине осени. При этом анализ сделок выявил весьма любопытные факты.

Выяснилось, что общая сумма сомнительных закупок составляет 5 миллионов 333 тысячи рублей. Причем большинство закупок битума в 2017 году выиграла единственная компания — некое ООО «ТД Электрострой». Казалось бы, исходя из названия, эта компания должна заниматься электрикой? Но единственным доходным видом бизнеса в Омской области, по-видимому, являются дороги.

 

Официально торговый дом «Электрострой» занимается оптовой торговлей производственным электротехническим оборудованием, а также машинами, аппаратурой и материалами. По данным открытых источников, компания была создана летом 2014 года и с этого момента принимала активное участие в электронных аукционах.


Прописаны по одному адресу

Интересно, что у торгового дома «Электрострой» имеется надежный партнер, участвующий в торгах в качестве дублера, но практически никогда не выигрывающий аукционы. Речь идет об ООО «ТПК «Сибэлектрокомплект», и, судя по названию, это тоже как будто «электромонтажная» компания. Она активно участвует в закупках, однако почти никогда не побеждает, потому что всегда даёт более высокую цену.

Но, сделав простейший запрос в поисковике, мы вдруг обнаруживаем, что ООО «ТД Электрострой» и ООО «ТПК «Сибэлектрокомплект» зарегистрированы по одному адресу: город Омск, дорога Окружная, д. 16.

 

Стоит ли удивляться, что при такой «активной» торговле итоговая цена контракта на покупку битума не сильно отличается от начальной? Так, например, в закупке битума нефтяного от 11 октября 2017 года (реестровый номер «51.1220.17») при начальной максимальной цене контракта в 247 000 рублей итоговая цена контракта составила 223 535 рублей. И такое незначительное снижение начальной цены контракта наблюдается во всех закупках с участием ООО «ТД Электрострой».

Контракты новые, а трюки старые

При этом останется загадкой, почему закупки проводились именно в октябре, когда никаких ремонтных работ с использованием битума на дорогах Омского региона просто не может быть, так как в этот период в этой климатической зоне либо идет дождь, либо трещат морозы и лежит снег. Тем не менее за короткий промежуток времени, с 10 по 24 октября 2017 года, «Управление дорожного хозяйства» объявило целую серию однородных закупок на поставку нефтяного битума на сумму больше 5 миллионов рублей. И крупным победителем многих закупок была только одна организация — тот самый торговый дом «Электрострой».

 

Но это отнюдь не все странности этой сделки. Еще один вопрос, ответа на который пока нет: почему битум закупался с помощью мелких котировок и лоты дробились до смешного на малые партии? Реально в большинстве лотов количество битума соответствовало половине машины. Судя по всему, специально создана система, при которой сторонним участникам аукциона претендовать на какие-либо отдельные лоты не имеет никакого смысла, а есть смысл забрать их разом все, так как поставлять заказчику половину машины битума никто, разумеется, не будет.

Ответ на вопрос, почему заказчик покупает по половине машины, думается, очевиден, раз речь идет о довольно крупной партии стройматериала, которую логично было бы объединить в один крупный лот и выставить его на электронный аукцион. Однако этого не было сделано и заказчик смело пошел по пути котировок. Не исключено, что это нарушение законодательства о контрактной системе, но внимания на этот факт так никто и не обратил, хотя все подобные сделки должны в обязательном порядке проходить антикоррупционную экспертизу.

Учитывая всё выше изложенное, сложно избавиться от мысли, что речь может идти о намеренном дроблении закупок на поставку битума с целью возможного сговора, направленного на то, чтобы контракты на поставку стройматериалов не попали в чужие руки. Кстати, подобные трюки подробно описаны в проекте ОНФ «За честные закупки». Применяемая Общенародным фронтом методика ясно указывает на то, что серийный контракт на поставку битума в октябре может иметь под собой признаки коррупции.

Аукционные игры с «краплеными колодами»

Рассмотрим подробнее участие торгового дома «Электрострой» в госзакупках. В распоряжении редакции имеются документы, свидетельствующие о том, что 8 ноября 2017 года эта организация заключила сразу 68 контрактов, 38 из которых — на поставку битума.

 

Анализируя ранее заключенные контракты, мы имеем следующую картину: доля контрактов на поставку битума среди всех контрактов «ТД Электрострой» составляет больше половины, то есть 59,375%. При этом надежный партнер «ТПК «Сибэлектрокомплект» участвовал в 35 торгах, и все они были на поставку нефтяного битума, в других торговых процедурах на поставку других стройматериалов эта компания не участвовала. Как итог — в 31 торговой процедуре победителем было признано ООО «ТД Электрострой».

Таким образом, напрашивается предположение, что связанные между собой компании ООО «ТД Электрострой» и ООО «ТПК «Сибэлектрокомплект», зарегистрированные, напомним, по одному и тому же адресу, согласованно участвуют в закупках, где первый всегда побеждает, а второй всегда проигрывает.

Описанные обстоятельства наталкивают на мысль о возможном наличии антиконкурентного соглашения, заключенного на торгах. Возникает вопрос: а нет ли здесь нарушения федерального закона «О защите конкуренции» (ст. 10), а также ст. 14.32 КоАП РФ?

 

С наибольшей долей вероятности можно предположить, что такая «аукционная игра» проделывается только для того, чтобы прикрыть закупку у фактически единственного поставщика. При этом совершенно не ясно, чем или кем могло быть очаровано руководство и контрактная служба «Управления дорожного хозяйства города Омска», если для них существует только один крупный поставщик, который побеждает во множестве раздробленных закупок.

 
Как утверждают источники, близкие к дорожному бизнесу, рентабельность в нем составляет 200%. И за сезон только при закупке строительных материалов в карманах, по неофициальным данным, может оседать около 40 миллионов рублей. Учитывая регулярные вливания средств на ремонт дорог со стороны властей, конкуренция среди представителей строительных и дорожных организаций очень высокая.

Но даже при серьезном внимании к этой отрасли со стороны населения, общественников и силовиков, на поверхность периодически всплывают довольно странные факты.

ФОТО: yarcube.ru, neruds.ru, habinfo.ru, rabochy-put.ru, ridus.ru, podrobnosti.ua, n-vartovsk.ru

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Яндекс.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
0 комментариев
Показать все комментарии (еще -2)