om1.ru
Куда вкладывать деньги в 2021 и как скоро закончится коронакризис. Главные прогнозы Поговорили о восстановлении российской экономики с доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономической теории и мировой экономики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Евгением Карпогузовым.

Куда вкладывать деньги в 2021 и как скоро закончится коронакризис. Главные прогнозы

Поговорили о восстановлении российской экономики с доктором экономических наук, заведующим кафедрой экономической теории и мировой экономики ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Евгением Карпогузовым.

Про положительные стороны экономики 2020

Экономика 2020 – кризисная экономика. Поэтому традиционно, существуют вещи, которые часто подтверждаются в теориях экономических кризисов. В частности, есть те, кто разоряется и теряет свой бизнес; а есть и другие, кто перестраивает его, снижает издержки и пытается построить новые бизнес-модели. Тем самым выстраивается соответствующая тематика с точки зрения улучшения качества и эффективности работы компаний и фирм.

Поэтому в экономике 2020 есть свои плюсы. Назову три положительных направления:

  • Цифровизация. Получение новых возможностей. Особенно для тех предпринимателей, которые раньше не задумывались об этом. Сейчас они начинают понимать, что это реалии сегодняшнего дня, поэтому хочешь не хочешь, но форматы продвижения продукции, форматы работы с потребителем и форматы каких-то бизнес-процессов всё больше приходят в сторону цифровизации. Она позволяет снижать издержки и расширять аудиторию для части предпринимателей.
  • Своего рода перестройка работы государства. Попытка более гибко реагировать на текущие потребности, которые появляются в экономике, в социальной сфере и других областях, где государство взаимодействует с населением и бизнесом. Зачастую стало не так просто «заволокитить» какой-то вопрос. Здесь уже роль играет и воздействие информационной сферы, её прозрачность и открытость.
  • Социальная политика и рынок труда. Объединю их в одно целое. Пандемия заставила пересмотреть отношение к безработице и различным формам занятости. Обратить внимание на категории самозанятых, а также на людей, которые находились в формате скрытой безработицы. Пандемийный пакет социальной поддержки оказал влияние на людей, которые раньше даже не вставали на биржу. Увеличилось число зарегистрированных безработных, а также доходы людей, которые раньше даже не обращались за пособиями. В свете этого, ряду социальных выплат удалось улучшить благосостояние отдельных категорий населения и вывезти из тины определенные категории бизнеса, которые раньше не хотели адекватно платить налоги и тем самым не осуществляли стабильные социальные выплаты. Напомню, одно из элементов или условий для получения поддержки со стороны государства, причем для малого и среднего бизнеса – это увеличение прозрачности в функционировании бизнеса с точки зрения налоговой нагрузки и налоговых выплат.

 Выход из коронакризиса

Примерно полгода назад у меня был схожий вопрос, тогда я дал прогноз, что это произойдет в первой половине 2020. Сейчас долгосрочность-краткосрочность затягивается, никто не ожидал таких последствий второй волны или мутации вирусных явлений, например, как в Англии. Повторный локдаун сыграл свою роль.

Общий выход экономики, уже даются свежеобновленные прогнозы, в лучшем случае произойдёт во второй половине 2021, когда будут какие-то признаки, что мы возвращаемся в «докризисный» период, и в ситуацию восстановления хотя бы уровня занятости.

Факторы выхода: уменьшение заболевших и помощь властей?

Важно понимать, что власти в основном реагируют, то есть не проактивную политику занимают, а именно реагируют на ту ситуацию, которая существует. Где-то это вынужденность, где-то не всегда готовность и возможность жестко реагировать на изменение ситуации. Ведь бизнес уже устает, и резервы с точки зрения господдержки и бюджетных возможностей, на самом деле, тоже не безграничны. Здесь надо ориентироваться на постепенную ситуацию без перехода на возращение полноценных условий функционирования экономики.

Достаточно ли мер поддержки правительства?

 
Если мы сравниваем ситуацию со многими ведущими странами, то объемы поддержки бизнеса и населения, в том числе прямых выплат, в РФ существенно меньше, чем в других странах.
 

Берем Китай или США, там, где прямая поддержка домохозяйств, дают по 2,5 тысячи долларов, которые зачастую тут же идут на фондовые рынки.

Конечно, в этом плане у нас объемы господдержки существенно меньше. Они оцениваются в 3-5% от ВПП. Хотя если брать в совокупности, с учетом льгот, то до 8%. Сравним с Германией - 32% от ВВП. Это совершенно несопоставимые цифры. То же самое и другие страны

А могли бы больше? 

Тут все непросто.

У нас, к сожалению, или, может быть, к счастью, не очень мощные рычаги публичного воздействия на власть, с точки зрения политической конкуренции. Оппозиционных политиков не слышно. Они, конечно, что-то говорят, но вряд ли принимают какие-либо решения. Поэтому персонифицированные вещи обычно в экономической поддержке происходят. Их часто ассоциируют с президентом или первыми лицами, которые в виде мифов раздуваются СМИ.

Например, «путинские» или «бурковские» деньги, хотя это деньги бюджетные. И те самые выплаты в социальной сфере, в том числе многодетным или семьям с детьми, они, вообще-то, предусмотрены нацпроектом «Демография». Они просто перераспределились с одних статей на другие. Но дают более яркий мультипликативный эффект, стимулируют спрос.

Поэтому здесь нельзя однозначно говорит «могли бы больше». Особенно пока сохраняется бюджетное право, пока есть высокая неопределенность на рынках, в том числе, с точки зрения доходов в бюджет.

В I и II квартале были катастрофические показатели, в III ситуация относительно выровнялась. Благодаря этому бюджетная система более-менее выдерживает последствия кризиса. Однако всё равно идти на бюджетный дефицит, Правительство, в частности, Минфин, не хочет.

У нас ведь есть же 3 типа резервных фондов:

1. Резервный фонд.

2. Золотовалютные резервы, которые теоретически можно уменьшать, но тогда это приводит к росту инфляции, что не хочет делать Центральный банк.

3. Расширение бюджетного дефицита, в пределах, предусмотренных бюджетным кодексом. Нет возможности активно его использовать, хотя власти говорят, что надо к этому переходить.

Рост инфляции 

Существует цель по инфляции со стороны Банка России. Он регулирует максимум меры монетарного характера, то есть количество денег в обращении.

Сейчас основная инфляция, она носит немонетарные причины, связана с флуктуациями (отклонениями) применительно к продовольствию. Возьмём сахар и масло, те продукты, где существенно повысились цены. Рост цен в продовольствии на самом деле в совокупную инфляцию даёт всего полпроцента.

Грандиозных всплесков не будет. Инфляция возрастёт, если экономика будет быстрее выходить из рецессии, из кризиса, который был в этом году. Плюс, если возникнут какие-то внешние факторы, которые могут повлиять на эти процессы. От 6 до 8 процентов, тот максимальный размер, который я вижу. То есть до 10 процентов, в пределах той самой ползучей элементной инфляции, которая для нашей страны является нормальной.

Рынок инвестиций 2021. Куда вложить деньги

Тут тоже не всё просто. Этот год, 2020, был очень ярким с точки зрения фондового рынка, поэтому всё зависит от того, чего вы хотите. Это так называемая индивидуальная стратегия, которая связана с тремя вещами:

  1. Первый фактор – горизонт планирования. То, насколько вы готовы вкладываться, инвестировать.
  2. Второй фактор – цель, которую вы ставите. Вы пытаетесь заработать или сохранить деньги.
  3. Третий фактор – степень вашей финансовой грамотности.

Год был непростой, но возможности заработать были, причём очень серьезные. Здесь надо стараться делать всё аккуратно. Диверсификация (инвестирование средств в разные активы с целью снижения рисков) – это общие вещи, когда не надо класть все яйца. Наши монетарные власти говорят о трёх корзинах, валютных, прежде всего. Можно говорить, что есть ещё инструменты фондового рынка, такие как акции, облигации – они тоже сильно меняются.

Здесь нельзя построить каких-то прогнозов и стратегий. Общая ситуация заключается в балансе. Движение идёт как в ту, так и в другую сторону.

Хотите рисковать – должны понимать, чем рискуете и на что ориентируетесь.

Стоит ли брать кредит или ипотеку

У человека есть потребности базового или жизненного уровня. Если он планирует улучшить свои жилищные условия, то, пожалуйста, это как раз нужно делать сейчас.

Ставки более-менее адекватные. С конца лета-начала осени началось раздувание «пузыря» недвижимости во многих регионах страны. В других регионах 6-8%, в нашем выросли даже больше. Цены на новостройки поднялись существенно.

 
Причем предложение уже стало отставать от спроса.

Эту ситуацию для нашего региона, пожалуй, впервые наблюдаю с 2008 года. Тогда возникло банкротство многих региональных игроков, цены падали на 20-30 процентов.

И сейчас в Омске возникает рынок продавца, в отличие от рынка покупателя. Ситуация, когда рынок раскуплен, особенно однокомнатные квартиры. Во многом благодаря мерам поддержки, которые осуществляет правительство для молодых семей.

Если вы какие-то вещи планировали изначально, может быть, на это действительно стоит идти. С точки зрения своей личной полезности, вы получите больше от этого взятого ипотечного кредита. С учётом стабильных доходов будете нормально его выплачивать.

Но если у вас другая стратегия и другая ситуация, нет, так скажем, первоочередной потребности, вы просто думаете о том, куда вложить деньги, то рынок недвижимости — это большой вопрос.

Любая квартира индивидуальна, любой объект недвижимости будет иметь свои издержки. Если вы рассчитываете, что, купив квартиру и вложив туда последние деньги, вы будете её сдавать в аренду и найдете хорошего арендатора, а потом легко её продадите по цене дороже, такой гарантии рынок не даёт. Вы получите небольшой процент, но в итоге его съест инфляция.

Когда человек чувствует себя комфортно, когда ему так удобно жить, кредит не так страшен.

Принципиальная разница экономики 2021

Какой-то принципиальной разницы не будет.

Тенденции на рост цифровизации продолжатся. На макроуровне многое зависит от трендов, связанных с коронавирусом и его влиянием на глобальный спрос, а также ограничения по производству, которые могут быть.

 
Принципиально меняются только потребительские привычки, особенно традиционных форматов существования.

Сфера услуг самая пострадавшая, без сомнения, сфера. Инвесторы прошлых лет, конечно, эти вещи не учитывали. Возможно банкротство некоторых компаний в этой области.

Какие сферы ещё могут пострадать. Фармацевтика всё сладко и гладко, рестораны – плохо?

Нельзя всё черно-белым мазать. Если обратить внимание на историю вакцин крупнейших зарубежных компаний, возникает ситуация, что для фармацевтических компаний ситуация развивается по-разному. Акции некоторых компаний, которые торгуются на бирже, на самом деле не очень-то хорошо растут. Это говорит о том, что предприятие, которое имеет возможность выходить на биржевые рынки, вовсе не «в шоколаде», как может показаться, хотя объёмы производства и спрос растёт.

Существуют компании, которые работают на ожиданиях и на растущих рынках, соответственно, у них перспектива лучше.

Опять же это компании в сфере IT-поддержки, которые занимаются развитием малого бизнеса, разработкой приложений или цифровым маркетингом. У них перспектива лучше, чем у компаний традиционного сектора, не говоря о продовольствии. Здесь конкуренция будет возрастать, потому что у людей возникают уже иные потребности.

Важно подытожить, что принципиально в 2021 году у людей поменяются именно потребности.

Подписывайтесь прямо сейчас на нас в Telegram.

Хочешь чаще читать новости Om1.ru? Нажми "Добавить в избранные источники Дзен.Новостей".
Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter