Известная шведская компания объявила об окончательном уходе из России. Журналисты берут бодрые интервью с российскими мебельщиками, в соцсетях не менее бодрая информация, у каких поставщиков, работавших со шведами, можно купить те или иные предметы интерьера, и вообще в России древесины хватит на тысячу подобных магазинов.
И не сказать, что всё это неправда, но от таких речей мне немного грустно. Потому что это означает, что мы, видимо, ничему не научились, и с уходом шведской компании, как и других подобных ей, наша жизнь, как ни крути, изменится. Просто потому, что мы отлично умеем закидывать шапками, но, на мой взгляд, шить и продавать их умеем немного хуже.
К сожалению, большому моему сожалению и на мой взгляд, ни одна российская компания пока не смогла по организации бизнес-процессов, уровню сервиса и работе с персоналом достичь высот ИКЕА или того же «Макдоналдса». Люди шли за шкафами и гамбургерами именно туда не потому, что там в разы вкуснее и прочнее, а за предсказуемостью, стабильным качеством, всегда одинаково хорошим сервисом, быстротой и адекватным отношением к покупателю. Только в российском филиале шведской компании можно было заказать сотню столов, тысячу чаш и двести скатертей, получить именно то, что заказывали, быстро оформить документы и обставить маленькое кафе без сюрпризов.
В России есть компании, которые продают столы и скатерти, но так сложно из всех поставщиков найти такого, у которого и столы были бы простой красивой формы, и сайт адекватный со всей нужной информацией, и наличие всего объёма, и адекватная по срокам доставка. А уж найти такого, чтобы работал в любом регионе, точно невозможно.
Ещё один важный аспект жизни шведской компании в России — это прозрачное, построенное на уважении к закону и людям отношение к работникам. Сотрудники, прошедшие через такой опыт работы, называют их одним из лучших и ответственных работодателей в своей жизни. Это почувствовала даже я много лет назад на собеседовании в ИКЕА, куда я ходила по заданию редактора. Несмотря на моё не совсем адекватное поведение (что было задумано в рамках статьи), интервью со мной и последующий отказ в приёме на работу были весьма доброжелательными, что действительно захотелось стать частью команды. Притом что зарплаты воображение не поражали и были на уровне средних по рынку. Дело было именно в прозрачности условий труда и карьеры.
Повторить опыт шведской компании в России хотя бы на 70 процентов — это, по-моему, хорошая задача для российского бизнеса. Если это получится хоть у кого-то, выиграем все мы. И стоит помнить, что за десятилетие санкций против зарубежных сыроваров мы, на мой взгляд, так и не научились массово делать действительно хороший сыр, отдельные небольшие сыроварни, к сожалению, не в счёт.